Чествуем погибших и живых, // Тех, кто пал, Отчизну защищая,
Имена навек запомним их, // Жизнь свою они за нас отдали.
С каждым годом все короче ряд // Очевидцев тех боев кровавых,
Пусть же взрывы больше не гремят, // Не тревожат застарелой раны.
Ваш геройский подвиг не забыть, // Пусть года бегут неумолимо,
Но сирени бархатная кисть, // В вашу честь цветет неопалима!
Н. Н. Демиденко, 2012

Вахта Памяти

«ПОБЕДА ВЫСТРАДАНА ИМИ»

В годы Великой Отечественной войны коллектив Саратовского автодорожного института (переименованного позднее в Саратовский политехнический институт, а затем в Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.) внес достойный вклад в дело победы над врагом. Преподаватели, студенты и сотрудники не щадили себя на полях сражений, вложили немалый труд в создание оборонительных сооружений вокруг города, оказывали помощь военным госпиталям, размещенным в Саратове.

Большое оборонное значение имели теоретические разработки профессоров института, которые получили реализацию на практике: А.П. Кахцазов занимался восстановлением массивных опор, В.Л. Бойницкий - маскировкой военных и промышленных объектов оборонного значения, Г.К. Бутовский работал над проблемой использования в автомобильных двигателях природного газа, А.И. Клочков разработал схему перевода автомобилей на твердое топливо и сжиженный газ. Профессора Б.А. Берг и К.С. Терецкий работали над темой «Новые методы расчетов по механике грунтов и скоростного конструирования дорожных покрытий». В 1942 году на основе гаража института была создана авторемонтная база по проекту директора института И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей доцента Н.С. Решетникова. Механизированной бригадой для ведения оборонительных работ руководил заведующий кафедрой дорожных машин К.П. Севров.

Высокий патриотизм показали женщины института, работавшие в тылу: М.И. Соколова, О.А. Привалова, М.П. Лискина, Н.А. Ермолаева, С.И. Фадеева и другие.

Пропагандистскую работу среди студентов, преподавателей и сотрудников института вели: А.А. Милашечкин, Г.Т. Глушко, И.Е. Добринский, Л.Ф. Засобин, И.К. Быковский, А.С. Мачулин, Г.А. Заславский, И.С. Ротенбург и другие.

75 лет победы

Цикл публикаций о политеховцах в годы Великой Отечественной войны

Герои Cоветского Cоюза

Герои Cоветского союза

Звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий. На данный момент собрана полная информация об 11 Героях, учившихся или работавших в Саратовском автодорожном институте и Саратовском индустриальном техникуме.

Перейти в раздел
Герои Cоветского Cоюза

Ветераны ВОВ

Рубрика рассказывает о выпускниках и преподавателях САДИ, вернувшихся с фронта и приложивших все усилия для восстановления мирной жизни. Они проектировали автомобили, строили дороги и мосты, готовили молодых специалистов и занимались научными исследованиями.

Перейти в раздел
Герои Cоветского Cоюза

Труженики тыла

В годы войны сотрудники Саратовского автодорожного института продолжали преподавать, работали над оборонными заказами, дежурили в госпиталях, входили в народное ополчение города. Многие выпускники трудились в тылу, обеспечивая обороноспособность страны.

Перейти в раздел
Герои Cоветского Cоюза

Вечный огонь

Стелла на центральной площади университетского городка была установлена 8 мая 1979 года. На ней выбиты имена студентов и сотрудников, погибших на полях сражений.

Перейти в раздел
Герои Cоветского Cоюза

Книга памяти

В этом разделе студенты и сотрудники университета рассказывают истории своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Перейти в раздел

САДИ в годы войны

1941

24-27 июня на фронт были призваны преподаватели А.И. Григорьев, А.Е. Сафонов, М.И. Шлыков, аспиранты А.С. Лебединский, Г.М. Трынкин, врач В.В. Дерябина, шофер А.М. Гаврюшов, рабочие Н.И. Аблиев, А.И. Азанов. Ю.И. Бочаров.

Все студенты срочно вызваны с мест практики. Многие студенты ушли в армию, не возвращаясь домой. Создаются отряды народного ополчения, пожарные дружины.

Начался учебный год. В конце сентября в САДИ влились коллективы эвакуированных Харьковского и Московского автодорожных институтов.

Здание САДИ и общежитий отдано эвакуированному из Москвы Наркомату авиационной промышленности. За САДИ сохранили подвальные помещения с мастерскими и лабораториями, где выполнялись военные заказы. По заданию генштаба РККА кафедры мостов и строительства дорог дали заключение по 250 различным искусственным сооружениям. Кафедра автомобилей и двигателей, кафедра электротехники по заданию одного из оборонных заводов Саратова исследовали и испытали свыше 40 объектов специальной техники. В 1941-1942 учебном году студенты I - III курсов учились около 3 месяцев, студенты старших курсов – полгода. Студенты участвуют в уборочных работах в колхозах и совхозах, строят укрепрайон вокруг Саратова.

К зиме 1941-1942 гг. контингент студентов и ППС САДИ сократился в 1,5 раза.

1942

8 июня 1942 г. в Саратове объявили осадное положение. 25 июня немецкая авиация начинает наносить бомбовые удары по городу. В сентябре 1942 г. в Саратове и области вводится военное положение. 19 ноября 1942 г. началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция советских войск успешно завершилась в феврале 1943 года.

Созданы 2 механизированные бригады для ведения оборонительных работ на подступах к Саратову (К.П. Севров). 20 сотрудников института участвовали в строительстве городских оборонительных сооружений, другие выполняли те же задания на промышленных объектах. В некоторые дни на оборону выходили все преподаватели и студенты института. На базе гаража САДИ создана авторемонтная база Юго-Западного фронта (И.И. Прокофьев, Н.С. Решетников).

В 1942 г. в Энгельсе формируется женский авиационный полк под командованием Героя Советского Союза Марины Расковой. В него вступают студентки САДИ.

В конце 1942 г. создано консультативное бюро по вопросам мин, топлива, пара, электроэнергии и перевода отопления на природный газ (А.А. Милашечкин). Ведутся работы по переводу автомобилей на новые виды топлива (древесное, газообразное) (Г.К. Бутовский, А.И. Клочков). Ученые САДИ разрабатывают схемы перевода на новые виды топлива и судов Волжской военной флотилии.

1943

Идет контрнаступление по всему Юго-Западному фронту. Освобождены первые города: Орел, Белгород, Харьков, Смоленск. Саратов становится тыловым городом.

Студенты учатся по уплотненной программе со свободным посещением лекций и расписанием сессии. Учащиеся живут в большой аудитории над современной столовой. Стипендии выплачиваются только участникам войны. Продукты получают по продовольственным карточкам. Институт организовывает подсобное хозяйство и обеспечивает студентов двухразовым питанием.

Студенты работают, дежурят на крышах во время налетов. Коллектив САДИ берет шефство над одним из военных госпиталей Саратова, часть сотрудников вуза были переведены туда на работу. Студенты ухаживали за ранеными, читали книги и газеты, писали письма, стирали белье, убирались, дежурили у постелей и на крышах, готовили подарки к праздникам, концерты. Создан Совет жен фронтовиков, который организовывал сдачу крови, сбор подарков на фронт, заботился о семьях погибших.

Осенью 1943 года САДИ включен в число важнейших промышленных и транспортных вузов страны. Состав студентов становился неоднородным: демобилизованные в связи с ранением и школьники (преимущественно девушки). Возобновились защиты диссертаций. В 1943-1944 учебном году кандидатами наук стали 10 исследователей: Н.А. Шестериков, Б.И. Ладыгин, А.И. Крючков, В.Л. Бойницкий и др. 6 человек зачислено в аспирантуру.

Эвакуированные предприятия начинают покидать Саратов. САДИ постепенно возвращается в свой городок.

1944

В феврале 1944 г. Совет фронтовиков САДИ собрал и передал в отдел обеспечения семей военнослужащих Октябрьского района 3500 руб. Студенты и сотрудники постоянно собирали денежные средства для помощи фронту: проводили ремонтные работы, устраивали концерты, выделяли деньги из зарплаты. На подарки бойцам в честь 26-й годовщины РККА собрано 3000 рублей, 3000 рублей направлено на нужды раненых в саратовские госпитали. Коллектив САДИ шефствовал над семьями погибших солдат, оказывая продовольственную помощь и помощь по возделыванию огородов.

Возрождается студенческая научная деятельность. Весной состоялась научно-техническая конференция, на которой были представлены 10 студенческих докладов.

Летом студенты отправляются на производственную практику. Студенты дорожно-строительного факультета отправились в Орловскую область. Третьекурсники автомобильного факультета проходили технологическую практику на заводах г.Саратова. Четверокурсники автомобильного факультета - эксплуатационную практику в г. Баку.

Орденами и медалями награждены директор И.И. Прокофьев, зав. кафедрой К.П. Севров за образцовое выполнение заданий.

1945

В Саратовском автодорожном институте в начале 1945 г. была создана секция горного туризма и альпинизма. Её возглавил преподаватель кафедры дорожных машин И.П. Макридин. В учебном кабинете группа знакомилась с географией горных районов мира, с наукой о ледниках, учила основы топографии, спасательной службы в горах. Изучался опыт боёв в горах, приобретённый нашими горнострелковыми частями в годы войны. Зимой в окрестностях Саратова альпинисты овладевали основами горнолыжного спорта, приёмами скальной и ледовой техники.

24 марта 1945 г. создан Саратовский индустриальный техникум. Его возглавил Герой Советского Союза С.Я. Батышев.

Саратов встречает Победу. Сотни студентов и сотрудников САДИ награждены орденами и медалями, сотни не вернулись домой, пав на полях сражений.

Фронтовиков принимают в институт вне конкурса.

Научные разработки, начатые во время войны, стали основой исследований и проектов следующего десятилетия.