Два выпускника
саратовского аэроклуба
стали прототипами
героев фильма «В бой
идут одни старики»
Фильм «В бой идут одни старики» (1974) вырос из мечты Леонида Быкова о небе. Юношей он поступал в
Криворожское летное училище, но не был взят из-за недостаточного роста. Не став военным, Быков
реализовал
себя на сцене и съемочной площадке, и свою первую режиссерскую работу он посвятил именно летчикам.
Работая над сценарием, группа авторов – Леонид Быков, Евгений Оноприенко и Александр Сацкий, – опиралась
на
интервью и воспоминания ветеранов, кинохронику. В сюжете картины нашли отражения десятки судеб, что
сделало
характеры и события узнаваемыми и народными, а фильм одним их самых любимых у кинозрителей. Только в год
премьеры его посмотрели 44 миллиона человек.
У героев ленты множество прототипов. Среди них выпускники саратовского аэроклуба Герои Советского Союза
Василий Емельяненко и Семен Харламов.
Актерская карьера Смирнова прервалась почти сразу после дебюта. В 1940 году его забрали в армию, а потом сразу на фронт. За время войны он прошел путь от рядового до лейтенанта, был командиром 169-го минометного полка и не раз участвовал в боях. Войну артист вспоминать не любил и почти ничего о службе не рассказывал. Но за него говорят ордена и медали. За заслуги перед Родиной Алексей Смирнов был удостоен 11 наград, среди которых орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Владимир Войтенко
В 1929 году окончил Киевскую художественно-индустриальную профшколу. В 1935 году - операторское отделение Киевского института кинематографии.
В 1935 – 1937 годах проходил службу в Рабоче - крестьянской Красной Армии.
С октября 1937 года работал ассистентом оператора, затем оператором Киевской киностудии художественных фильмов.
В период 1943–1944 годов - младший лейтенант 1-го Понтонно-мостового полка Юго-Западного фронта.
В годы Великой Отечественной войны, с 1943 по 1944, младший лейтенант 1-го Понтонно-мостового полка Юго-Западного фронта.
С апреля 1944 в качестве фронтового кинооператора выполнял задания Украинской студии кинохроники.
После войны продолжал работать на Украинской киностудии, а в 1952 году перешел на Киевскую киностудии художественных фильмов.
Член Союза кинематографистов УССР с 1958, СК СССР – с 1959 года.
В качестве оператора постановщика Киевской студии имени А. Довженко работал с режиссером Леонидом Быковым. Совместные работы творческого тандема - игровые фильмы «В бой идут одни “старики”» (1974), «Аты-баты, шли солдаты…» (1976).
Скончался 10 августа 1978 года в Киеве.
Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «За оборону Киева» (1961).
Давид Шоломович
Родился в Самаре в семье служащих.
В 1932 году окончил Самарский теплотехникум, работал фотокорреспондентом краевой газеты «Волжская коммуна».
В 1935 году уехал в Москву и в 1939 закончил операторский факультет ВГИКа. Был направлен на
Ростовскую студию кинохроники, где с февраля 1940 года начал работать оператором.
В октябре 1941 года как кинокореспондент был призван Главным Политическим управлением РККА. Служил в звании: военинженер 2 ранга, инженер-майор.
Член ВКП(б) с 1941 года,
С января 1942 года по сентябрь 1945 года — военный кинооператор Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ)
С декабря 1941 — оператор киногруппы Южного, Юго-Западного фронтов, с сентября 1942 —киногруппы Закавказского фронта, с июля 1943 по октябрь 1945 работал в киногруппах Северо-Кавказского, Черноморского, 2-го Белорусского, 1-го Украинского, 4-го Украинского, 2-го Белорусского фронтов, также снимал в 4-й и 8-й Воздушных армиях. Был непосредственным участником 35 боевых вылетов с бомбометаниями, разведкой в различных штурмовых, гвардейских, бомбардировочных авиаполках.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1942). 1942 — Сталинская премия (за фильм «День нового мира» (1940))
По окончании войны за отказ работать на переферийной студии был уволен с ЦСДФ и с октября 1945 года зачислен фотокорреспондентом в Советское информационное бюро, где проработал почти два года.
С августа 1947 года восстановлен в операторской категории на ЦСДФ[7]. Автор сюжетов для кинопериодики «Железнодорожник», «Пионерия», «Советский спорт», «Союзкиножурнал»[7], «СССР на экране»
С мая 1948 года — фотокорреспондент Агентства печати «Новости». Принимал активное участие в подготовке и проведении Всемирного конгресса за разоружение и мир.
Последние годы работал фотокорреспондентом Агентства печати «Новости». Автор известных художественных фотографий 1940-х-1960-х годов.
Скончался 27 августа 1965 г.
Юрий Катин-Ярцев
Театром Юрий Катин-Ярцев «заболел» еще в раннем детстве. С ранних лет он посещал сразу две театральные студии: при Дворце культуры автозавода имени Сталина, позже ставшей Народным драматическим театром ДК ЗИЛ, ею в течение 40 лет руководил знаменитый режиссер Сергей Штейн, и во Дворце художественной самодеятельности детей Советского района под руководством режиссера Иосифа Шидло, ученика Мейерхольда. В 1939 году 18-летний Катин-Ярцев с первого раза поступил в театральное училище при театре Вахтангова, и, спустя месяц после начала занятий, ушел в армию. Демобилизоваться Катин–Ярцев не успел – началась Великая Отечественная война.
Он служил в железнодорожных войсках, сначала на Дальнем Востоке, а потом на Воронежском, 1–ом и 4–ом Украинских фронтах, участвовал в боях на Курской дуге. Но и в самые тяжелые дни он не забывал о театре – выступал в клубах, ставил с сослуживцами спектакли и концерты, а также читал однополчанам книги.
В личном деле старшего сержанта 63–го железнодорожного батальона Катина–Ярцева осталась следующая запись: «Старший сержант товарищ Катин–Ярцев за время пребывания в батальоне показал себя дисциплинированным и требовательным командиром. Умело нацеливает личный состав отделения на досрочное выполнение приказ–задания командира роты. Работая комсоргом роты, проводит большую разъяснительную работу среди личного состава для обеспечения досрочного выполнения приказов командования». Имел награды, среди которых орден Красной Звезды.
Вернуться в училище Юрий Катин–Ярцев смог лишь в 1946 году, после демобилизации.
Леонид Гайдай
Леонид Гайдай в 1942 году в 19 лет был призван в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники, рвался на фронт.
Когда приехал военком отбирать пополнение, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал «Я».
— Кто в артиллерию?
— Я!
— В кавалерию?
— Я!
— Во флот?
—Я!
—В разведку?
—Я!
Своим рвением он вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма «Операция "Ы"».
Гайдая направили на Калининский фронт. «Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел», — говорил Леонид Иович.
Гайдай служил во взводе пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии. Он неоднократно ходил во вражеский тыл брать «языка», был награжден несколькими медалями.
В 1943 году, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес пять операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался. «Одноногих актеров не бывает» — сказал он. Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость и эти мучения длились годами. Он был инвалидом, хотя никогда никому не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались.
Георгий Юматов
Георгий Юматов все детство мечтал стать моряком. В 1941 году он попал в военно-морскую школу, откуда в 17 лет ушёл на фронт.
Он был юнгой в торпедном флоте, служил сигнальщиком на бронекатерах Азовской и Дунайской флотилий. Принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время боя за Венский мост участвовал в рукопашной схватке. В одном из боев ему удалось избежать смерти благодаря корабельной собаке — во время обстрела она прыгнула за борт катера, и матрос Юматов бросился за ней в воду. В этот момент в катер прямой наводкой попал снаряд.
Юматов несколько раз был ранен, получил контузию, дважды тонул, обморозил руки.
После войны вернулся в Москву и стал актером киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера. Первую роль получил в 1945 году, а настоящая слава пришла к нему только в 70-х годах.
За боевые заслуги он получил орден Отечественной войны II степени, матросскую медаль Ушакова, медали «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией».
Владимир Этуш
Владимир Этуш ушел на войну в 1941 году добровольцем. Ему было 19. Актер рассказывал, что был свидетелем начала войны, только тогда он этого не понял. В ночь с 21 на 22 июня он возвращался с вечеринки и увидел, как мимо него буквально пролетела машина немецкого посольства. Потом он прочитал, что это была машина посла Германии, который вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Этуш был студентом Щукинского училища. На следующий день после начала войны записался в добровольцы. В школе он учил немецкий язык, поэтому его готовили в разведчики — направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. На фронте он попал в 581-й стрелковый полк 151-й стрелковой дивизии. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Старший лейтенант, помощник начальника штаба полка. В звании лейтенанта командовал полком в наступательных боях, организовывал эвакуацию раненых, доставлял подразделениям боеприпасы.
В 1943 году Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, его комиссовали. Этуш сразу вернулся на четвертый курс Щукинского училища, а через год стал актером театра им. Вахтангова.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Актер вспоминал: «На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. Боев было много, и мне, лейтенанту, приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулеметным расчетом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в такой цепи мой сосед, один из бойцов нашего полка, получил ранение в легкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него... Как мне это забыть?»
Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в селе Татьяновка Томской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия актера - Смоктунович. «По крови я не поляк, - рассказывал актер, - а белорус, и фамилия наша - Смоктуновичи». В 1929 году в годы насильственной коллективизации семья Смоктуновичей покинула деревню и переехала сначала в Томск, а затем в Красноярск
Впервые с театром Смоктуновский познакомился в школе. В 14 лет он посетил Красноярский театр, который произвел на него большое впечатление.
Смоктуновский окончил фельдшерско-акушерское училище, а потом учился на курсах киномехаников
В первые месяцы Великой Отечественной войны глава семейства Михаил Петрович Смоктунович был призван в армию. Известно, что он воевал в 637 стрелковом полку. В августе 1942 года он пропал без вести.
В 1943 году Иннокентий Смоктуновский поступил в военное училище, в котором пробыл совсем недолго. За то, что он в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, его отправили на фронт, на Курскую дугу. После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева. Вспоминая военное время, Смоктуновский всегда говорил: «Не верьте, что на войне нестрашно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь».
В боях за освобождение Киева актер был награжден своей первой боевой медалью – «За отвагу».
Однако в одном из боев под Житомиром Смоктуновский попал в плен. Уже через месяц при переводе в другой лагерь он смог сбежать. «Когда я бежал из плена и, пережидая день, спрятался под мост, вдруг вижу – прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем, как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхнувшись, прошел мимо и потом опять стал смотреть по сторонам…». Выжить Смоктуновскому удалось чудом. «Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было делать в отличие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка… Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Меня мыли несколько девушек — и уж как они хохотали! А я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами».
Там же он познакомился с партизанами, и как только отправился от истощения, ушёл к ним в отряд имени Ленина Каменец-Подольского соединения, где и провоевал несколько месяцев. В мае 1944-го года партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной армии и Смоктуновский продолжил службу в звании гвардии старшего сержанта, командуя отделением автоматчиков. Участвовал в боях за Варшаву. А в начале 1945-го года, при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен его отделение отличилось, и Смоктуновский был второй раз награждён медалью «За отвагу».
Победу актер встретил в Германии.
Помимо двух медалей «За отвагу», Смоктуновский был награждён орденом Отечественной войны I степени и медалью «За победу над Германией».
Своё отношение к войне Иннокентий Смоктуновский исчерпывающе выразил уже в названии своих мемуаров — «Я ненавижу войну»: «Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь».
Михаил Пуговкин
22 июня 1941 года молодой актер драматического театра Михаил Пуговкин снимался в эпизоде фильма «Дело Артамоновых». Роль купца была для него дебютной. А через два дня актер ушел на фронт добровольцем. Он попал в 1147-й стрелковый полк 353-й стрелковой дивизии. Ему было 18 лет.
Служил разведчиком. На Смоленщине прошел через кромешный ад без единой царапины, а в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу.
В госпитале началась гангрена. Пуговкина готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошел навстречу. Ногу спасли.
В 1943 году Пуговкин был принят в Школу-студию при МХАТе, но из-за провала на экзаменах был отчислен и призван на службу во Второе Горьковское танковое училище. Из-за ранения принимать участие в боях он не мог, поэтому стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год он продолжил обучение.
В кино Пуговкин снимался и во время войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».
Интересно, что Пуговкиным артист стал именно в госпитале — настоящая фамилия актера была Пугонькин, но в больничные документы вкралась ошибка.
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов до войны в качестве актера самодеятельного театрального коллектива успел сняться в эпизодах шести фильмов.
В 1940 году его призвали в армию, а через год перебросили из Оренбурга под Харьков. 19-летний Папанов с первых дней войны оказался на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м был направлен на Юго-Западный фронт. Там готовилось большое наступление советских войск. Под Харьков были стянули несколько советских дивизий, которые попали в «котел». Немцы перешли в контрнаступление, и советские войска были вынуждены отступать до самого Сталинграда. 20-летний Папанов командовал зенитной батареей. Он был тяжело ранен в ногу — в блиндаж, куда он с однополчанами зашел погреться, попала бомба. Живым откопали только Папанова — его контузило и взрывом оторвало два пальца на ноге. В 21 год стал инвалидом третьей группы. Несколько лет ходил с тростью.
«Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух?.. Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибли на моих глазах... До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал... Из выживших сформировали новый полк — и снова в те же места, и снова бой... Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось — прием войны... Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К ежедневным потерям я привыкнуть так и не сумел. И время все это не смягчает в памяти...» — вспоминал актер о пережитом ужасе.
Вернувшись в Москву, Анатолий Дмитриевич поступил на актерский факультет ГИТИСа. На его хромоту и трость не обратили внимания. В конце 60-х он был одним из самых любимых киноактеров. На экране Папанов воплотил и военные образы: он сыграл генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мертвые» и бывшего радиста-десантника, бухгалтера Дубинского в фильме «Белорусский вокзал».
Юрий Никулин
Юрий Никулин — участник Финской и Великой Отечественной войн. Он ушел на фронт в 1939 году. Ему было 18 лет. С первых дней Великой Отечественной войны 72-й отдельный зенитный артиллерийский Пушкинский дивизион, где служил Юрий Владимирович, открыл огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта. Затем он дважды побывал в госпитале — после воспаления легких и после контузии.
О годах войны Юрий Владимирович вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто…».
Победу Никулин встретил в Прибалтике. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Был демобилизован в звании старшего сержанта.
После войны Никулин поехал поступать в московский ВГИК, но его не приняли — сочли, что он недостаточно киногеничен. После ряда неудач в театральных вузах Никулин поступил в Школу-студию клоунады. В 36 лет актер впервые появился на экранах в эпизоде фильма «Девушка с гитарой». С этого началась блистательная кинокарьера гениального артиста.
Владимир Заманский
Владимир Заманский родился 6 февраля 1926 года в г. Кременчуге Украинской ССР. Мальчик рос без отца, а в 1941 году, когда в город вошли немцы, остался и без матери. Обманув комиссию и прибавив себе возраст, добровольцем ушёл на фронт. Зимой 1942 года стал курсантом Ташкентского политехникума связи, а в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Воевал с мая 1944 года, горел в танке, спас командира. В июне 1944 года радистом самоходного полка № 1223 участвовал в прорыве 3-го Белорусского фронта под Оршей. В составе этого полка с небольшим перерывом по ранению прослужил до конца войны. После войны в составе воинской части п/п 74256 Северной группы войск продолжил службу в рядах Советской Армии.
В 1950 году за участие в избиении командира взвода был осуждён Военным трибуналом на девять лет лагерей. В числе других заключённых работал на стройках Харькова, строил Московский университет. За высотные, опасные для жизни работы срок был сокращён. Был освобождён в 1954 году.
После амнистии, для поступления в театральный институт «упросил» начальника спецчасти изменить дату рождения в документах на 1928 год.
В 1958 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Г. А. Герасимова). Свою актерскую карьеру начал в труппе театра «Современник».
Николай Гринько
Николай Гринько, следуя по стопам родителей, хотел учиться актёрскому мастерству, но воплотить мечту удалось не сразу. В 1940 году он был призван в Красную армию, направлен в 619-й батальон аэродромного обслуживания 8 гвардейской дивизии авиации дальнего действия.
Все четыре года Великой Отечественной войны Гринько был в действующей армии. Служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия, был механиком по электроспецоборудованию подвижной авиаремонтной мастерской, комсоргом полка. Гвардии старшина. Награждён Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги». В 1943 году назначен начальником офицерского клуба дивизии.
Театральную студию Николай Гринько окончил только в 1949 году.
Владимир Гуляев
Владимир Гуляев родился 30 октября 1924 года в г. Свердловске. С ранних лет он мечтал о небе и по окончании школы собирался стать летчиком. Ему не исполнилось и семнадцати, когда грянула Великая Отечественная война. Вместе с другими подростками Владимир осаждал военкоматы с требованием отправить его добровольцем на фронт. Но его не взяли по возрасту, и Гуляев поступил на работу слесарем в авиационную мастерскую в Перми.
В 1942 году, в 17 лет, Гуляев был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. К осени 1942 года он, закончив программу обучения, уже приступил к самостоятельным полётам. Через месяц-полтора ему предстояло получить звание сержанта и отправиться в часть, на фронт. Однако пришлось доучиваться на пилота-штурмовика. Гуляев переучился хорошо — закончил авиашколу младшим лейтенантом. После училища выпускники неделю провели на пункте сбора летно-технического состава, а потом отправились на фронт — 6 ноября 1943 года, прямо с Красной площади.
Гуляев попал сначала в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем В.Л. Гуляев воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов.
В 1944 году во время атаки артиллерийских позиций самолет Владимира Гуляева получил тяжелые повреждения. Сажать машину с остановившимся мотором пришлось на лес. Гуляева в бессознательном состоянии доставили в Центральный авиационный госпиталь в Москву. В свой полк он вернулся лишь через три с половиной месяца. О тяжелом ранении напоминали шрамы на переносице и подбородке и неутешительное заключение врачей, которое позволяло надеяться на полеты только в легкомоторной авиации. Летчик стал писать рапорт за рапортом и добился повторной медкомиссии - в марте 1945 года он вновь поднял Ил-2 в воздух.
Всего же за время Великой Отечественной войны Владимир Гуляев совершил 60 боевых вылетов на Ил-2. Он завершил войну на Красной площади в Москве: 24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты летчиков 3-й воздушной армии.
Михаил Глузский
Михаил Андреевич Глузский один из тех, кого война застала уже в статусе актёра. Окончив школу-студию, в 1940 году он уже был штатным работником «Мосфильма». Возможно, поэтому в 1941 году Главное политуправление армии, несмотря на рвение актёра на фронт, оставило его в труппе Центрального театра Красной армии. И пусть Глузскому не пришлось участвовать в боях, но бомбёжки и обстрелы не обошли стороной и его вместе с другими актёрами театра. Не говоря уже о том, какую роль артисты играли в годы войны для поднятия боевого духа солдат и офицеров. Михаил Андреевич был награждён медалью «За победу над Германией».
В побеждённую страну актёр вернулся спустя четыре года после Победы – служил в театре при Западной группе войск. По возвращении в Союз продолжил свою славную кинокарьеру. Несмотря на то, что Глузский редко играл главные роли, он остался легендой. За его плечами более 150 ролей, свыше ста работ в дубляже и озвучке. Чего стоит хотя бы одиозный представитель мафии Розарио Агро из к/ф «Невероятные приключения итальянцев в России». Удивительно скромный и интеллигентный человек, своим проникновенным голосом Михаил Андреевич умел завораживать. А небывалая закалка, свойственная всему фронтовому поколению, позволила Глузскому до последних дней оставаться в профессии и делиться мастерством с начинающими актёрами на своём курсе во ВГИКе.
Зиновий Гердт
Зиновий Гердт ушел добровольцем на фронт в 25 лет в 1941 году. К этому времени он уже успел поработать в двух театрах — Театре кукол и «Арбузовской студии». Свою профессию он скрывал — не хотел оказаться во фронтовой самодеятельности. После прохождения специальных сборов в Московском военно-инженерном училище был отправлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт. Служил в звании гвардии старшего лейтенанта на должности начальника инженерной службы гвардейского полка.
В феврале 1943 года под Белгородом актер был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. В больнице Гердт провел около года, перенес 11 операций, в результате которых нога стала короче на восемь сантиметров. Хромота осталась с ним на всю жизнь.
«Я был сапером, командиром, дослужился до инженера полка в звании гвардии старшего лейтенанта, награжден орденами и медалями. Но в самодеятельности совсем не участвовал, и даже когда на фронт приезжали театральные бригады, никому не говорил, что я актер. Помню, когда я буквально умирал в Белгороде от заражения крови, пришла ко мне начальница госпиталя. Сейчас, говорит, у нас актеры из Вахтанговского театра выступают, хотите, я их к вам приглашу? И пришли ко мне Ляля Пашкова и Саша Граве, которых я по Москве хорошо знал. А они меня и не узнали: такой я тогда был... Мне почему-то страшно хотелось картошки в мундире. Они раздобыли целый котелок. А у меня всего-то сил хватило полкартошки съесть», — вспоминал Зиновий Гердт.
Награжден орденом Красной Звезды.
Войну закончил в молодежном театре при дирекции фронтовых театров, после чего много лет был актером кукольного театра им. Образцова.
В кино долгое время оставался за кадром, так как работал актером дубляжа. Первую большую роль Зиновий Гердт получил в 1962 году.
Евгений Весник
Евгений Весник в 1944 году окончил артиллерийское училище в звании младшего лейтенанта и ушёл на фронт. Был командиром огневого взвода 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады, гвардии лейтенант. Участник штурма Кёнигсберга. Закончил войну с двумя медалями «За отвагу» (обе за взятие «языков»), орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» II степени.
В 1948 году в Москве окончил Театральное училище имени М. С. Щепкина.
Позже актер вспоминал: «Война приняла меня в свои объятия в 19 лет и отпустила на волю 22-летним. Ушел на войну романтически настроенным юнцом, фантазером. Воевать даже нравилось… когда наступали, и не очень, когда отступали. Когда, например, разрушали своими орудиями вражеские коммуникации или часть сопротивлявшегося населенного пункта, да еще получали награды за это, то, конечно, чувствовали себя «орлами», Чапаевыми и Петьками… Но, вернувшись с войны, я осознал свое, хочешь не хочешь, причастие к человекоубийству, случайность того, что сам остался в живых; понял, сколь трагична и никчемна бывает суета человеческая, но в то же время – настолько могуче человеческое единство во имя любой цели! Любой!»
Весник писал: «Из всех воспоминаний о войне извлекаю лишь то, что имеет отношение к добру, к человеческой дружбе! Основа дружбы – это способность сопереживания и сострадания! Без этих подарков Бога людям не существует дружбы! Если человек говорит о том, что дружба – надуманное свойство людей, это означает, что он обделен, что он грешен, что он в лапах Сатаны! В страшной войне Добро было сильнейшим оружием! Странная формулировка, да? Нет, не странная. Когда ощущаешь доброе к тебе расположение солдат, начальства, пишущих тебе письма – о! – это так помогает побороть в себе страх, сомнения. Это удваивало и духовные и физические силы и, если хотите, обязывало быть мужественным. Вообще на войне трудно было быть плохим. На войне человек – как на «рентгене»!»
Элина Быстрицкая
Актриса
Быстрицкой едва исполнилось 13 лет, когда началась война. Ее отец был военным врачом, поэтому неудивительно, что Элина решила стать медсестрой. До 1944 года она переезжала вместе с фронтовым госпиталем с места на место, научилась ставить уколы и перевязки. После окончания войны Быстрицкую наградили орденом II степени и присвоили звание «Сын полка».
«Все мальчики хотели на фронт, девочки — спасать раненых. Да вообще не важно, что делать, главное — помогать бить врага. Поэтому через неделю после начала войны я пошла в госпиталь, в котором служил отец. В штабе госпиталя я нашла кабинет комиссара, вошла к нему и заявила: "Хочу помогать фронту". Вскоре госпиталю пришлось эвакуироваться. Мы должны были соединиться на небольшой станции Готня под Харьковом. Я ехала, разумеется, с отцом. И когда наши грузовики выехали за город, мы обомлели: повсюду горел неубранный хлеб, его специально подожгли, чтобы урожай не достался немцам. На это невозможно было смотреть без слез. Так мы добрались до Готни, едва не попав к фашистам, потом переехали в Уральск и так все дальше и дальше. Гибель людей у тебя на глазах, постоянный запах крови, который меня потом долго преследовал, голод...»
Сергей Бондарчук
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозерка. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Фёдор Бондарчук был рабочим. Ещё в школе будущий режиссёр мечтал стать актёром и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях. В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актёрского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война. Сергей Фёдорович прошел всю войну солдатом, участвовал в боях на Северном Кавказе, воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа», демобилизовался только в январе 1946 года. После войны Бондарчук поступил во ВГИК на актёрский курс Сергея Герасимова, где был одним из лучших студентов.
Владимир Басов
Владимир Басов летом 1941 года пришел во ВГИК, чтобы узнать, какие документы нужны для поступления и какие экзамены предстоит сдавать. Но вместо учебы ушел на фронт в 18 лет.
Лейтенант интендантской службы сначала занимался организацией художественной самодеятельности, а позже в звании старшего лейтенанта командовал батареей минометчиков. Был капитаном, командиром батареи 424-го мотострелкового полка 14-й зенитной артиллерийской Рижской дивизии Резерва ГК СВГК, заместитель начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Зимой 1945 года во главе штурмовой группы захватил опорный пункт немецкой обороны и был тяжело контужен в бою. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
«В моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить, — писал потом Владимир Павлович в своих воспоминаниях. — Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками — строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом — борьба с самим собой, кровь. Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать все счастье возраста. Но в одном мы оказались счастливее. Жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь ее ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Война стала моими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага».
Ему прочили прекрасную военную карьеру, но капитан Басов предпочел уволиться, а в 1947 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Басов стал еще и популярным актером, сыгравшим более 80 ролей в кино.
Кинохроника
Одним из фронтовых хроникеров, чьи кадры вошли в документальный фильм режиссера Александра
Довженко "Победа
на Правобережной Украине" (1945) о наступлении советских войск на Запад во время
Проскуровско-Черновицкой
операции был Владимир Войтенко – оператор ленты "В бой идут одни старики".
Фильм “В бой идут одни старики”
Источники
Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом. М.: — Молодая гвардия, 1972
В бой идут одни старики: [фильм] // Youtube: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://youtu.be/bUehQB-RWQ4
Праздник сталинских соколов, 1938 год: [фильм] // Youtube: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://youtu.be/dHajSRzC-wI
Победа на Правобережной Украине: [фильм] / Реж. А.П. Довженко // Youtube: [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LedOtH0PEH4
Саратовский аэроклуб воспитал 28 Героев Советского союза // Саратовский авиационно-спортивный клуб
им.Ю.А.Гагарина: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ask64.ru/28-geroev/
(дата обращения:
07.05.2024).
В. Звягинцев. Один воздушный ас с балалайкой, другой – с гитарой (о летчиках-маэстро) [Электронный
ресурс].
Режим доступа: https://dzen.ru/a/YidlBOUgyTjmW1EG (дата
обращения: 07.05.2024)
Генерал-полковник, Герой Советского Союза,
заслуженный военный летчик СССР,
военный консультант фильма "В бой идут одни старики"
Биография
Семен Харламов родился в селе Красный Кут Саратовской губернии 30 апреля 1921 года в рабочей семье.
Окончил
8 классов. С юности увлекался авиацией. Прошел обучение в Саратовском аэроклубе. Был призван в ряды
Красной
Армии в августе 1939 года. До 1940 года обучался в Чкаловском пехотном училище (Оренбург), в 1942 году
окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. С 21 мая 1942 года находился в действующей
армии. До декабря 1942 года служил лётчиком 821-го истребительного авиационного полка, с декабря 1942
года
по май 1945 года - старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира - штурманом эскадрильи и
командиром эскадрильи 249-го (с апреля 1944 года - 163-го Гвардейского) истребительного авиационного
полка.
С 29 марта 1945 года исполнял обязанности командира полка. Воевал на Южном, Закавказском,
Северо-Кавказском,
4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах.
Показал себя непревзойденным мастером авиационной разведки. Из более 700 боевых вылетов 419 были
разведовательными. Им были добыты и вовремя переданы ценнейшие сведения. Так летчиком были замечены
десантные баржи в порту Темрюка, вскрыта система вражеской обороны между мысами Тархан и Хрони на
Керченском
полуострове, обнаружено скопление крупных сил противника на железнодорожных станциях Райгруд, Ликк и
Прошткен и аэродроме Ликка. Эскадрилья С.И. Харламова считалась лучшим подразделением по ведению ближней
разведки.
Семен Харламов, 1945 год
История любви. Знакомство
Поворотным в жизни летчика стало 2 августа 1942 года. В этот день в результативном воздушном бою он все
же
был сбит, получил тяжелое ранение лица: щека была пробита, оторван кончик носа. Сумел посадить «Як» в
расположении советских войск. Полковой врач в полевых условиях без наркоза удалил пулю из щеки и пришил
оторванные ткани. Харламов с полностью забинтованной головой был отправлен в госпиталь.
В этот же день фанерный биплан У-2 двадцатилетней летчицы Надежды Поповой был атакован двумя вражескими
истребителями. Попова села с горящим двигателем в поле и успела покинуть машину вместе со штурманом до
взрыва. Девушки отправилась на поиски своего полка. В Черкесске присоединились к одной из отступающих
колонн. Попова искала среди военных летчиков, чтобы разобраться в обстановке. На привале медсестра
указала
ей на раненого. Старшина Попова подошла к нему.
В одном из послевоенных интервью летчица вспоминала эту встречу:
«Марлевые повязки закрывали всю его голову и лицо, из-под бинтов видны были только глаза и губы –
таким я
впервые увидела Семена Харламова. Я села рядом. Завязался разговор. Семен спросил: «На каком
самолете вы
летаете?» «А вы угадайте!» Он перечислил все виды военных самолетов. А я посмеивалась: «Не угадали!»
Когда сказала, что летаем на У-2, он удивился: «Да это же учебный самолет. Как же на нем можно
воевать?»
Я рассказала ему, что на У-2 в нашем полку летают женские экипажи. По ночам мы бомбим вражеские
объекты.
Это было тяжелое время войны. Наши войска отступали. Вдоль дороги – разбитые танки, орудия. Пехота
шла в
облаках пыли.
«Между нами будто протянулась какая-то нежная, волшебная нить. Но почему-то мы не решились перейти на
«ты». Вспоминаю и сама удивляюсь. Была тревожная обстановка. А мы с Семеном стали читать друг другу
стихи. Оказалось, что и вкусы у нас совпадают. Мы ехали вместе несколько дней. И я, чтобы помочь
Семену
переносить тяжелые перевязки, стала напевать ему свои любимые песни, романсы. В Донецке был
замечательный Дворец культуры. Я занималась в вокальной студии. Выступала на сцене. Слушая мои
песни,
Семен только повторял: «Спойте еще…». «Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!» -
написал поэт-фронтовик Давид Самойлов, – это про нас.
Казалось, что мы уже давно знаем друг друга, - вспоминала Надежда Васильевна. – Говорили и не могли
наговориться. Но надо было прощаться. Я смогла сообщить в штаб полка, где мы находимся. За нами
прислали
самолет. Семена везли дальше в госпиталь, адреса которого он не знал. У меня душа разрывалась – так
было
жаль уходить от него. Мы расстались на степной дороге без всякой надежды на встречу».
Надежда Попова
Женский ночной бомбардировочный полк
Надежда Попова, несмотря на свой юный возраст, была уже опытной летчицей. В Донецке она прошла обучение в
аэроклубе, затем в Херсоне окончила летную школу, поступила в Донецкое военное авиационное училище.
После
начала войны вместе с училищем эвакуировалась в Самаркандскую область, где как инструктор обучала
курсантов.
Осенью 1941 года Попова узнает о том, что Герой Советского Союза Марина Раскова набирает полк девушек.
Надежда пишет рапорты с просьбой о зачислении в новое подразделение.
Женский ночной бомбардировочный полк базируется на энгельсском аэродроме. Начинается интенсивная
подготовка
к боевой работе. Девушки занимаются от 12 часов в день, осваивая У-2 – самолет с деревянной несущей
конструкцией, обшитой перкалью. Кабины открыты. Радиосвязи на борту нет. Мотор маломощный, позволяет
развивать скорость 100-120 километров в час. На фронт полк отправляется в мае 1942 года.
Девушки бомбили переправы, военные склады, немецкие эшелоны. За ночь они совершали по 5-6 вылетов.
Девушки-техники, обслуживавшие технику, днем восстанавливали пробитый осколками корпус.
Надежда Попова совершила 852 боевых вылета в составе 46-го гвардейского
ночного бомбардировочного авиационного полка
Новая встреча
Женский полк стоял в станице Ассиновской. Днем самолеты укрывали под кронами деревьев, вечером выводили
самолеты на небольшую площадку и взлетали. Запас горючего был рассчитан только на перелет до фронтового
аэродрома, где приземлялись истребители. Там летчицы снова заправлялись, к самолетам подвешивали бомбы,
и
«ночные ведьмы» улетали на задания.
Однажды Надежда Попова уже сидела в кабине самолета, ждала разрешения на взлет. К ней подбежал техник и
сообщил, что ее разыскивают. Следом за ним к самолету подошел летчик: «Здравствуйте, Надя! Я – Семен
Харламов. Помните меня?» Попова вспоминала: «Тут я впервые увидела его лицо. Ведь когда мы ехали по
степной
дороге, оно было в бинтах. Семен узнал, что по ночам на их аэродроме приземляются женские экипажи, и у
него
появилась надежда найти меня. От радости, что мы встретились, я чмокнула его в щеку, достала из кабины
яблоко и протянула ему. И тут мне сигнал – вылетать на задание. Семен так разволновался, что ушел в
сторону
от аэродрома. Потом он мне об этом рассказывал. На другой вечер я прилетела на этот аэродром радостная.
Думаю, сейчас увижу Семена. Но его не было. Летчики рассказали мне, что днем его подбили в воздушном
бою. Он
снова ранен, его увезли в госпиталь».
Еще одна случайная встреча героев произошла на улице в Баку, куда Попову отправили в командировку, а
Харламов прибыл на новое формирование полка. В этот вечер молодые люди договорились писать друг другу.
Одно из писем Надежда отправила в феврале 1945, прочитав в газете, что им с Семеном Харламовы одним
Указом
были присвоены звания Героев Советского Союза. Она написала: «Поздравляю Вас! Желаю дожить до
Победы!»
Почтовая марка из серии: “100 лет со дня рождения супругов - Героев
Советского Союза”
Навсегда
В следующий раз влюбленные встретились уже после Победы. 10 мая Харламов заехал за Поповой в часть. Они
отправились в Берлин. Ездили по разрушенному городу. Остановились у Рейхстага, на стене которого
обломком
кирпича написали: «Надя Попова из Донбасса. Семен Харламов. Саратов». Потом приехали в парк. «Семен
сорвал
ветку сирени и подарил мне. Непривычная тишина кружила голову. И вдруг Семен сказал: «Надя, давайте
будем
всю жизнь вместе». Так решилась наша судьба», - рассказывала в интервью Надежда Васильевна. Интересно,
что
днем своего бракосочетания летчики всегда считали именно 10 мая, день, когда они расписались на
дымящихся
руинах на берлинской площади Республики.
При подготовке к фильму «В бой идут одни старики» режиссер Леонид Быков часто бывал в доме у военного
консультанта картины Семена Харламова. Нет сомнений в том, что он знал историю любви Семена Ильича и
Надежды
Васильевны, и что она нашла свое отражение в пронзительной лирической теме фильма.
Слева на фото кадр из фильма “В бой идут одни старики”, справа Семен
Харламов и Надежда Попова
Семен Ильич и Надежда Васильевна прожили вместе 45 лет, за которые так и «не успели наговориться». Их сын
Александр, несмотря на советы родителей, получив техническое образование, тоже стал военным,
сапером.
Похоронены супруги на Новодевичьем кладбище.
Семен Харламов и Надежда Попова с сыном Александром
Семен Харламов и Надежда Попова на Красной площади
Нотный стан для "Маэстро"
Емельяненко Василий Борисович
Герой Советского союза, штурман 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой
авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, полковник.
Биография
Василий Борисович Емельяненко родился 3 (16) января 1912года в посёлке Николаевский Астраханской
губернии
(теперь город Николаевск Волгоградской области). Его предки были выходцами из Полтавщины и приехали в
Заволжье чумачить – возить через степь на волах эльтонскую соль.
Словно герой рассказа «Филиппок» Л.Н. Толстого, сам малышом пришел в школу, но учительница не разрешила
ему
остаться.
В детстве очень много болел, поэтому в юношестве стал закаляться: обтирался холодной водой, принимал
снежные
ванны, прыгая в сугроб, летом проводил много времени на солнце.
Подростком увлекся музыкой. Играл в школьном струнном оркестре на балалайке, исполнял сольные номера. На
одном из районных конкурсов балалаечников занял второе место.
Поворотным моментом в судьбе молодого человека стало представление оперы «Демон», которую в 1929 году под
аккомпанемент пианиста Василия Кривошеина исполнили в Николаевске. Емельяненко был потрясен музыкой
Антона
Рубинштейна и отправил документы в Саратовский музыкальный техникум.
Позднее Емельяненко вспоминал:
«Досталась она [балалайка] мне, подростку, от старшего брата Александра. Играл я вечерами на крыльце
хлопцам и девчатам в своей слободе Николаевской. Но первым парнем на деревне не был. Кузнец Колька
Безкаравайный – парень с огромными бицепсами и кривой на один глаз – меня переигрывал. «Светит
месяц» он
мог бренчать без перерыва до первых петухов. И еще славился тем, что умел одновременно перебирать
струны
и выбивать ногтями по деке барабанную дробь уму непостижимо! Зато Колька не умел сочинять ни полек,
ни
вальсов. Тогда я твердо решил, что быть мне только композитором.
В двадцать девятом году я с этой балалайкой совершил первую в жизни поездку на колесном волжском
пароходе в Саратов держать вступительные экзамены на композиторский факультет».
Его приняли на подготовительный курс. Молодому таланту не хватало базовых знаний. Приходилось много
заниматься ночами.
Затем Василий Емельяненко поступил в Московскую консерваторию, где занимался композицией. Учебу
приходилось
совмещать с работой на товарных станциях. В начале 1930-х в студентами Московской консерватории были:
пианист Арнольд Каплан, скрипач Борис Голдьштейн, композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Кобалевский.
В 1932 году прозвучал призыв: «Комсомолец — на самолет!» Емельяненко оставляет консерваторию и становится
курсантом Саратовской школы пилотов Осоавиахима, которую заканчивает в 1933 году. А еще через год он
становится выпускником московской Центральной летно-инструкторской школы.
С 1934 года работает инструктором в аэроклубах Нальчика, Чернигова и Николаева. До начала Великой
Отечественной войны он подготовил 7 курсантских выпусков. В 1938 году Емельяненко принял участие в
воздушном
параде в Тушино, где возглавил группу учлётов (учащихся летной школы).
Воздушный парад в Тушино, 1938 год
В.Б. Емельяненко пошёл на фронт добровольцем, сначала его направили в учебно-тренировочный центр Южного
фронта, а в мае 1942 года он приступил к службе в 4-ом штурмовом авиационном полку, где осваивал самые
современные на тот момент машины – бронированные штурмовые самолёты Ил-2.
На фронт Емельяненко попадает в мае 1942 года в составе 7-го гвардейского Ордена Ленина штурмового
авиационного полка.
21 июня 1942 г. в СССР на Южном фронте группа самолетов Ил-2 полка была послана на штурмовку занятого
авиацией противника аэродрома Артемьевск у самой линии боевого соприкосновения. В ходе атаки самолет
летчика
В. Емельяненко был подбит зениткой, и он совершил вынужденную посадку на шасси. Оказалось, что он
садился
между позициями частей противника – на пробеге колеса попали в его первую траншею и стойки разрушились,
но
воспользовавшись замешательством, Емельяненко смог перебежать к своим. Самолет пытались вытащить танком,
но
он был добит вражеской артиллерией.
29 июля 1942 года лейтенант Емельяненко повёл группу из шести Ил-2 на штурмовку колонны немецких войск в
район Манычского канала. При выполнении задания его самолёт был сбит зенитным огнём. Василий Борисович
совершил вынужденную посадку в степи в километре от разбитой колонны, от которой к месту посадки
штурмовика
уже бежали немецкие солдаты. Под огнём врага один из лётчиков группы Михаил Талыков посадил свой
одноместный
самолёт рядом, забрал Емельяненко и тем самым спас ему жизнь.
Василий Емельяненко и Михаил Талыков
2 ноября 1942 года, во время выполнения боевой задачи по уничтожению танков противника под
Владикавказом,
Емельяненко обнаружил на участке Ардон–Гизель, на высоте 565 вышедшую за линию БС группировку танков до
15
единиц. Об этом наземному командованию и 4-й воздушной армии не было известно. Группа Емельяненко
нанесла
штурмовой удар по танкам и добыла весьма важные разведданные. На этот участок были направлены удары 4-й
воздушной армии, и возможность прорыва врага во Владикавказ была предотвращена.
9 января 1943 года в трудных метеоусловиях Емельяненко в паре нанес удар по скопившимся на ст. Нагутская
паровозам. Двумя точными заходами уничтожено и повреждено 6 паровозов, а на обратном пути лично им сбит
немецкий бомбардировщик Ю-88. Все результаты подтверждены летчиками 230-й штурмовой авиадивизии.
10 марта 1943 года – день решительных сражений наших войск за овладение станицей Абинской. В этот день
гвардии капитан Емельяненко четыре раза водил полк в бой, образцово выполнил боевой приказ, за что все
экипажи получили благодарность от командующего 4-й воздушной армией.
7, 8 и 9 августа 1943 года полку была поставлена боевая задача нанести последовательные массированные
удары
по артиллерийским позициям противника южнее ст. Молдаванская. Цели: Горно-Веселый, Ленинский, Спиртовой
и
Вышка. Шесть раз водил Емельяненко весь полк и несколько групп из других полков в бой, точно заходил на
цель, метко наносил удары по врагу, делая по два-три захода, пребывал над целью до 20–25 минут»
К августу 1943 года гвардии капитан Василий Емельяненко совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил
23
самолёта противника, подбил и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон в живой силе. В
воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. Трижды был сбит сам.
Василий Емельяненко
Осенью 1943 года, в дни боёв за Тамань, в полку родилась песня «Эх, “Ильюша”, мой дружочек, штурманём ещё
разочек!», музыку к которой написал Василий Емельяненко. На борту его Ил-2 полковой художник Александр
Булынденко нарисовал нотный стан с фрагментом мелодии. «Музыкальный» самолет Емельяненко был запечатлен
в кинохронике. На фоне машины играют дуэтом два офицера: Василий Емельяненко и, вероятно, Виктор Шахов.
Имя второго музыканта мы находим в мемуарах Героя Советского союза:
«Недавно я нагрянул к Виктору Шахову в Тбилиси. На настенном ковре в его квартире висели балалайка и
гитара, занимая то почетное место, которое отводится ружьям и кинжалам. Когда-то коронным номером нашего
дуэта был вальс Крейслера «Муки любви». И так, оказывается, мы его отрепетировали на фронте, что через
несколько лет сыграли его без особой подготовки».
Фрагмент документального фильма “Крылья народа”, 1943 год
Именно эти кадры добавили сценарию фильма «В бой идут одни старики» важную и запоминающуюся деталь –
нотный
стан на фюзеляже самолета главного героя фильма «Маэстро», Алексея Титоренко, сыгранного Леонидом
Быковым.
В конце 1943 года был Емельяненко назначен инспектором по технике пилотирования 230-й штурмовой
авиационной
дивизии. Он летал с группами на боевые задания, а затем на земле проводил разбор полётов, передавая свой
боевой опыт молодым лётчикам. Весьма вероятно, что и эти эпизоды биографии Василия Борисовича нашли свое
отражение в фильме «В бой идут одни старики».
Василий Емельяненко в кабине ИЛ-2 и кадр из фильма “В бой идут одни
старики”
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3511) было присвоено
капитану Емельяненко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое
выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные
при
этом мужество.
В 1944 году Емельяненко был направлен в Военно-воздушную академию, которую окончил с золотой медалью. В
1946
году приступил к преподаванию на кафедре тактики авиации в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Защитил
кандидатскую диссертацию.
Одаренный композитор В.Б. Емельяненко оказался и талантливым писателем. Им были написаны книги: «В
военном
воздухе суровом» (1972), «Воздушные тропы» (1985), «Воздушный мост – спасение во тьме» (1998), «Ил-2
атакует
огненное небо 42-го» (2007).
Участник Парадов Победы 24 июня 1945 года и 9 мая 1985 года. Почётный гражданин города Николаевска.
Скончался 24 февраля 2008 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.
Книга В.Б. Емельяненко “В военном воздухе суровом”
Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 3511;
Орден Ленина;
Орден Красного Знамени;
Орден Отечественной войны I степени;
Орден Отечественной войны II степени;
2 ордена Красной звезды;
Орден «Знак Почёта»;
20 медалей.
Книга “В военном воздухе суровом”
В.Б. Емельяненко
Аннотация издательства: Документальная повесть Героя Советского Союза Василия Емельяненко,
опубликованная в журнале «Наш современник» (1969-1971 гг.) под названием «Kpыло в крыло»,
посвящена людям и боевым делам 7-го гвардейского ордена Ленина Краснознаменного Севастопольского
штурмового авиационного полка.