Цитата

«На самом деле, это очень важно, дети должны видеть образцы успешных людей, которые за счет собственного труда и собственной культуры могли достичь каких-то результатов»

Дмитрий Медведев

Наверх

Понукалин Алексей Павлович

(1917 - 1990)

Участник Великой Отечественной войны.

Материалы об отце предоставлены профессором кафедры «Психология» социально-гуманитарного факультета ИСПМ, доктором социологических наук Алексеем Алексеевичем Понукалиным.


Родился 13 марта 1917 года в Саратове в семье рабочего. В 1932 году закончил семилетнюю школу, а затем школу ФЗО РУЖД по специальности слесарь-электрик. Четыре года работал дежурным электриком железнодорожной станции Саратов - 2 и одновременно учился в Саратовском аэроклубе, из которого в 1938 году был призван в армию. С 1938 по 1939 годы - курсант Энгельсского военного училища лётчиков. С февраля 1939-го по сентябрь 1941 года работал лётчиком-инструктором в Харьковском училище лётчиков-наблюдателей.

С сентября 1941 года и до окончания Великой Отечественной войны воевал в лётных частях 16 Воздушной армии, прошёл боевой путь: Сталинград - Курск - Киев - Варшава - Берлин. На его счету 780 боевых, в том числе, ночных вылетов - уничтожение войск и техники врага, разведка, полёты к партизанам с посадкой в тылу противника. Этот путь отмечен орденами, благодарностями Верховного главнокомандующего и соответстующими медалями: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Февраль 1942 года... Практически каждодневные (по четыре-пять) боевые ночные вылеты. С 14 по 23 февраля - 34 вылета, общей продолжительностью 31 час. С 1-го по 21-е марта уже меньше - 16 ночных боевых вылетов продолжительностью 19 часов. В марте 1942 года в воздушном бою был тяжело ранен в правое плечо, но сумел спастись, приземлившись на парашюте на вражеской территории. В полубессознательном состоянии был подобран патрулём и отправлен в лагерь военнопленных. Через месяц удалось сбежать и после лечения вернуться опять в строй. (Получил также и лёгкое ранение в ногу в 1944 году).

После небольшого затишья опять наступает период непрерывных полётов (ноябрь - декабрь 1942 года). Выполнено 86 дневных боевых вылетов, продолжительностью 40 часов.

Только в марте 1943 года выполнено 70 вылетов по спецзаданиям в направлении Курска, а затем в апреле и на Елец. В мае - 56 боевых ночных вылетов и, главным образом, бомбёжки железнодорожных станций. В июне-июле вылеты на бомбометание, но в основном на разведку (50 полётов, 70 часов). Далее по сентябрь 1944 года боевые вылеты перемежаются с перебросками боеприпасов, перебазировками, транспортировками, разведывательными операциями, спецзаданиями. Складывается устойчивое впечатление, что действия авиации стали привычной и хорошо организованной работой по обеспечению успешных боевых операций на фронтах западного направления. Наконец, в сентябре 1944 года начинаются полёты к Варшаве (76 полётов только за сентябрь, продолжительностью в 111 часов). В октябре - сплошные боевые задания на бомбометание - 84 боевых вылета. Только за один 1944 год совершено 409 полётов, в том числе - 245 боевых вылетов (116 днём и 48 ночью).

На начало 1945 года приходятся бомбардировки подступов к Познани, а затем и «Крепости-цитадели». Начиналась битва за Берлин, в которой командир авиаэскадрильи, гвардии капитан А.П. Понукалин при выполнении боевых заданий проявил мужество и героизм, высоко оцененный командованием 16 Воздушной Армии.

За битву под Сталинградом он получил один из высших боевых орденов - орден «Красного Знамени» (№ 38556), а в дальнейшем награждён двумя боевыми орденами «Отечественной войны» первой и второй степеней. Успехи в военных операциях на западном направлении оценены награждением ещё двумя орденами «Красного Знамени». Уже в наше время (1985 год) Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом «Отечественной Войны» первой степени «за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

После окончания Великой Отечественной войны не захотел оставаться в Германии (июнь 1945 года) для освоения новой техники и новых должностей и при расформировании ряда боевых соединений и частей 30 декабря 1946 (уже в городе Калинине в составе своей части) был уволен в запас. После увольнения семья переехала по месту жительства в Саратов (в Москве тоже предлагали остаться, но он не захотел - было сильное желание вернуться на Волгу, заниматься мирными делами). В Саратове Алексей Павлович начал работать в Саратовском аэроклубе ДОСААФ на должности командира авиазвена по переподготовке лётного состава (до 1951 года), затем занимал должность старшего инспектора-лётчика областного комитета ДОСААФ, вплоть до 1960 года. Всё это время продолжалась дружба с ветеранами-однополчанами, живущими как в Саратове, так и в других городах страны. Он очень хорошо пел народные песни и песни военных лет, исполняя их, когда собирались друзья. К тому же владел мастерством художественного свиста, поражая исполнением на праздниках в Аэроклубе «Соловья» Алябьева. Многие годы Алексей Павлович был заядлым рыбаком-любителем. Скончался в 1990 году в воинском звании гвардии майора запаса.


  • Письмо Совета ветеранов 45-го гвардейского Варшавского Краснознамённого ордена Суворова авиаполка ночных бомбардировщиков военкому г. Саратова. СССР. 1980-е гг.

  • Выписка из личного дела № 2480 А.П. Понукалина. Саратов. 1980-е гг.

  • Страница личной лётной книжки А.П. Понукалина со сведениями о награждении

  • Личная лётная книжка пилота, ст. лейтенанта А.П. Понукалина. СССР. 1941 г.

  • Удостоверение к медали «За оборону Сталинграда». СССР. 1943 г.