Цитата

«Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях»

Юрий Гагарин

Наверх

Вахта памяти

«ПОБЕДА ВЫСТРАДАНА ИМИ»

В годы Великой Отечественной войны коллектив Саратовского автодорожного института (переименованного позднее в Саратовский политехнический институт, а затем в Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.) внес достойный вклад в дело победы над врагом. Преподаватели, студенты и сотрудники не щадили себя на полях сражений, вложили немалый труд в создание оборонительных сооружений вокруг города, оказывали помощь военным госпиталям, размещенным в Саратове.

Большое оборонное значение имели теоретические разработки профессоров института, которые получили реализацию на практике: А.П. Кахцазов занимался восстановлением массивных опор, В.Л. Бойницкий - маскировкой военных и промышленных объектов оборонного значения, Г.К. Бутовский работал над проблемой использования в автомобильных двигателях природного газа, А.И. Клочков разработал схему перевода автомобилей на твердое топливо и сжиженный газ. Профессора Б.А. Берг и К.С. Терецкий работали над темой «Новые методы расчетов по механике грунтов и скоростного конструирования дорожных покрытий». В 1942 году на основе гаража института была создана авторемонтная база по проекту директора института И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей доцента Н.С. Решетникова. Механизированной бригадой для ведения оборонительных работ руководил заведующий кафедрой дорожных машин К.П. Севров.

Высокий патриотизм показали женщины института, работавшие в тылу: М.И. Соколова, О.А. Привалова, М.П. Лискина, Н.А. Ермолаева, С.И. Фадеева и другие.

Пропагандистскую работу среди студентов, преподавателей и сотрудников института вели: А.А. Милашечкин, Г.Т. Глушко, И.Е. Добринский, Л.Ф. Засобин, И.К. Быковский, А.С. Мачулин, Г.А. Заславский, И.С. Ротенбург и другие.

ПОДРАЗДЕЛЫ


СОБЫТИЯ 1941-1945 гг.

24-27 июня 1941 г. На фронт были призваны преподаватели: А.И. Григорьев, А.Е. Сафонов, М.И. Шлыков; аспиранты: А.С. Лебединский, Г.М. Трынкин, врач В.В. Дерябина, шофер А.М. Гаврюшов, рабочие Н.И. Аблиев, А.И. Азанов, Ю.И. Бочаров и многие другие.

В первые же дни войны среди добровольцев, ушедших на фронт, был и заместитель директора САДИ, доцент И.В. Сирица. За 7 месяцев войны в 1941 г. в ряды Красной армии ушли 312 студентов, 17 преподавателей, 85 рабочих и служащих, 19 студентов старшекурсников, прошедших учебу в военных учебных заведениях. 392 студента ушли в армию прямо с мест практики, не возвращаясь домой и в институт. В женском авиационном полку, которым командовала Герой Советского Союза Марина Раскова, сражались наши студентки Г. Жедяевская, В. Максюшина, М. Жиркова, Ю. Тюлякова, Л. Целовальникова, В. Колесник.

1941 г. По постановлению СНК СССР большинство зданий САДИ было передано Наркомату авиационной промышленности, эвакуированному в Саратов. САДИ перешел в здание сельхозинститута.

1942 г. На базе гаража САДИ под руководством И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей Н.С. Решетникова была создана авторемонтная база Юго-западного фронта. Большой работой по маскировке военных и промышленных объектов руководил В.Л. Бойницкий. Механизированную бригаду возглавлял заведующий кафедрой дорожных машин К.П. Севров.

15 сентября 1942 г. Саратов перешел на военное положение. 20 сотрудников института участвовали в строительстве городских оборонительных сооружений, другие выполняли те же задания на промышленных объектах. В иные дни на оборону выходили все преподаватели и студенты института.

1941-1945 г.г. Институт подготовил 543 инженера, одновременно на фронтах ВОВ воспитанники САДИ показали себя стойкими патриотами и умелыми войнами. Сотни из них были награждены орденами и медалями СССР. 9 человек стали Героями Советского Союза: Ю.Б. Кардашено, П.И. Замчалов, В.Ф Хохлачев, В.Ф. Суханов, А.Я. Ломакин, Ю.И. Пырков, Г.И. Молчанов, С.Я. Батышев, А.А. Обухов.