1944
Музыкальные носители

Сначала использовались носители из целлулоида, позже – каучуковые и шеллачные. Однако они были громоздкими и ломкими. «Долгие» (виниловые) пластинки появились только после Второй мировой войны. Существовали диски и из других материалов. Позднее выпускались «горящие письма» - бумажные диски с тонким восковым покрытием. Часто встречалась «музыка на костях» - записи на рентгеновских снимках.

Производство и распространение музыкального «самиздата» – использованных плёнок с изображением частей скелета, было делом опасным и даже наказуемым реальным сроком заключения под стражу. Особо свободолюбивые, «идейные» меломаны могли получить до 10 лет тюрьмы. Но продавцы «из-под полы» шли на риск. Делали они это не столько ради выгоды, сколько из-за желания нести в массы новую музыку - «рок на костях».

Конечно, «пластинки на рёбрах» отличались от оригинальных виниловых менее чистым звучанием (с заметным треском) и стоили «кустарные» творения дороже. Однако это не помешало народным умельцам развернуть целые мини фабрики по нелегальному производству записей на плёнке в 50-60-х годах. А аресты любителей музыкального «скелета моей бабушки» только сильнее разжигали интерес молодёжи к зарубежному образу жизни. Так, культура «стиляг» стала андеграундной, запретной.

1945
Патефон завода «Молот» г. Вятские Поляны

Советский патефон представлял собой компактный подвид граммофона. От второго типа аппарата он отличался небольшим встроенным рупором и имел вид миниатюрного чемодана с ручкой. В 30-е-50-е годы огромной популярностью пользовались танцевальные вечера: люди собирались во дворе или в просторной гостиной, ставили патефон на подоконник и танцевали под песни любимых исполнителей.

В связи с таким бурным интересом к музыке и танцам после окончания Великой Отечественной войны перед вятскополянскими машиностроителями была поставлена задача - освоить и организовать выпуск патефонов. К октябрю 1945 года были собраны первые пять экземпляров, было налажено и серийное производство. За год завод выпустил 20 тысяч патефонов. К середине 1950-х на полках магазинов стало появляться все больше новых музыкальных устройств - радиол и проигрывателей. Спрос покупателей на патефоны постепенно начал падать. В 1955 году их производство было вовсе остановлено.

1946
Журнал «Радио»

Журнал «Радио», выходящий и сегодня, в советское время был очень популярным ежемесячным научно-техническим изданием, посвящённым вопросам радиолюбительства и адресованным широкой аудитории. На его страницах публиковались обучающие материалы, описания и схемы приемников.

Под своим современным названием журнал увидел свет в 1946 году. За заслуги перед государством и обществом издание было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

Первый цикл обучающих статей для начинающих радиолюбителей назывался «Шаг за шагом». Его публикация началась в мае 1959 года. Авторы журнала освещали широкий круг вопросов: от основ передачи и приема радиосигнала, до построения сетевого лампового супергетеродинного вещательного приёмника ДВ и СВ.

В этом же году журнал «Радио» провел конкурс любительских транзисторных приемников. Приз за наиболее пригодную для массового повторения конструкцию получил радиоприемник В. Плотникова «Москва», конструкция которого была опубликована в 11 номере журнала. «Москва» стал настолько популярным, что журнал повторил публикацию схемы и описания в 1963 году.

В 1970 году в журнале было опубликовано описание легендарного радиолюбительского трансивера на электронных лампах Юрия Кудрявцева (UW3DI). Коротковолновики растиражировали эту конструкцию в тысячах экземпляров.

В 1983 году в журнале публиковалось описание и схема первого советского радиолюбительского компьютера «Микро-80».

В 1986 году в журнале были напечатаны схемы, описания и коды программ радиолюбительского компьютера «Радио 86РК», намного более простого в сборке и наладке, чем «Микро-80», и программно с ним совместимого.

1949
Радиола «Урал-49»

Модель приёмника (внешний вид и конструкция) стала основой для создания других радиол этой серии. Выпуск «Урал-49» Сарапульским заводом имени Серго Орджоникидзе относится к 1949-1950 годам. Это был крупногабаритный электропроигрыватель долгих пластинок, и весил он порядка 24 кг. Диапазон звуковых частот устройства составлял 100-4000 Гц. При переключении приёмника в режим воспроизведения записей подсветка шкалы выключалась. Грузный «Урал-49» невзрачного вида привлекал современных радиослушателей тем, что он мог воспроизводить «музыку на костях».

1952
Радиола «Рекорд 52»

Выпуск устройства начался в 1952 году на Бердском радиозаводе. Радиола «Рекорд 52» воспроизводила речевые и музыкальные программы с грампластинок и принимала радиосигнал в трёх диапазонах: ДВ, СВ и КВ. На верхней панели устройства находился переключатель для перехода от эфирного вещания к проигрыванию записей.

Выглядела радиола как средних размеров деревянный ящик, покрытый лаком, с тремя переключателями и шкалой частот на передней стенке. От своих предшественников «Рекорд 52» отличался улучшенной электросхемой, повышенной надёжностью и электробезопасностью.

1963
Радиоприемник «ВЭФ – Спидола - 10»

Портативный транзисторный радиоприёмник «ВЭФ-Спидола-10» выпускался на Рижском заводе совместно со «Спидола» с начала 1960-х годов. От последнего прибора приёмник отличался только внешним оформлением – корпус «рубленой» трапециевидной формы, и конструкцией шкалы настройки – она стала шире, единой для всех диапазонов. Набор последних был стандартным – ДВ, СВ и пять типов КВ. Длинные и средние волны принимались магнитной антенной, а короткие – выдвижной телескопической.

Во всех отношениях радиоприёмник «ВЭФ-Спидола-10» был выгодным приобретением. При ежедневном воспроизведении музыки в течение нескольких часов заряда батареек хватало на 2, а иногда и 3 месяца. Прочная и надёжная конструкция приёмника продлевала его срок службы на долгие года. Выпуск радио был связан с необходимостью расширения ассортимента радиоприёмников. Однако, по свидетельствам современников, в свободной продаже аппарата не было, а на барахолке за него приходилось платить «приличную» сумму.

1966
Катушечный магнитофон-приставка «Нота»

«Нота» — ламповый настольный катушечный магнитофон-приставка с питанием от сети. Это односкоростной, двухдорожечный, монофонический магнитофон.

В 1969 году Новосибирский электромеханический завод начал выпускать магнитофонную приставку «Нота-М». Данная модель МП – изменённая серийная приставка «Нота». У модернизированной деки был железный футляр, покрытый цветным пластиком. Обновлена верхняя панель, форма клавиш и ручки управления.

Магнитофонную приставку использовали для записи и воспроизведения фонограмм от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания результата аппарат подключали к усилителю низкой частоты приёмника или телевизора. Применялась двухдорожечная система записи, перенести на плёнку можно было до часа звучащей музыки.

1967
Телевизор «Рекорд-67»

Чёрно-белый телевизионный приёмник «Рекорд-67» выпускался воронежским заводом «Электросигнал». Телевизор показывал программы любого из 12 каналов. Мог принимать сигнал в метровом диапазоне волн. В отличие от предшествующей модели у модификации «Рекорда» 1967 года появился разъем для подключения приставки двухречевого сопровождения.

Предполагалось, что в республиках московские телепередачи будут синхронно переводиться на местные языки, а национальные телепрограммы - на русский. Подключив специальную приставку к телевизору, зритель мог бы выбирать язык звукового сопровождения, щелкая переключателем. Об этой прогрессивной технологии на своих страницах с энтузиазмом рассказывал журнал «Радио».

1969
Приёмник «ВЭФ-201»

Первый портативный радиоприёмник «ВЭФ-201» вышел с конвейера одноимённого Рижского электротехнического завода в начале 1969 года. Транзисторный прибор транслировал эфиры радиостанций в диапазонах ДВ, СВ и нескольких поддиапазонах КВ, на которых наиболее удачливым меломанам удавалось ловить «голоса» из-за океана. «ВЭФ-201» не был привязан к розетке. Его питала батарея, заряжающаяся через специальный блок от электрической сети.

В конце 60-х – начале 70-х «ВЭФ-201» был едва ли не единственным в своём роде. Благодаря стильному дизайну и широкому диапазону частот приёмник имел бешеный успех среди молодёжи. Хоть и доносилась музыка из динамиков с заметными помехами.

1971
Катушечный магнитофон «Маяк»

Выпуском сетевого катушечного магнитофона-приставки «Маяк» с 1970-х занимался одноимённый Киевский завод. Устройство записывало и воспроизводило моно и стереофонические фонограммы с телевизора, радиоприёмника, трансляционной линии, звукоснимателя и микрофона. «Маяк» сделал возможным многократный перенос звука с одной дорожки на другую, наложение новой на уже имеющуюся и одновременную запись по разным входам.