
Шапошников Вячеслав Михайлович
Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный гражданин Кемеровской области, ветеран труда.
Родился 11 июля 1934 г. в Саратовской области. В 1951 г. после окончания средней школы с. Сулак Краснопартизанского района поступил в Саратовский
автомобильно-дорожный институт имени В.М. Молотова. В годы учёбы в школе и в институте каждое лето работал в колхозе конюхом, на сенокосилке, помощником комбайнёра.
В 1956 г. с отличием окончил САДИ по специальности инженер-механик автомобильного транспорта и был направлен в г. Сталинск (ныне Новокузнецк). Здесь получил назначение в г. Киселёвск в центральные авторемонтные мастерские автоуправления комбината «Кузбассшахтострой» – мастером, потом техническим руководителем. Участвовал в ремонте автомобилей ЗИС-5 (легендарные «трехтонки» Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Затем работал главным инженером Сталинской автобазы. В 1959 г. перешёл на строительство Западно-Сибирского металлургического завода (Новокузнецк, Кемеровская область) сначала начальником производственно-технического отдела, затем главным инженером автотреста управления «Сибметаллургстрой». После объединения в 1972 г. всего автотранспорта «Главкузбасстроя» (строительное подразделение Минтяжстроя) был назначен главным инженером объединенного треста. С марта 1973 по декабрь 1987 гг. работал управляющим объединённого треста «Кузбасстройтранс».
В.М. Шапошников принимал непосредственное участие в строительстве Западно-Сибирского и Кузнецкого металлургических комбинатов, ряда объектов промышленности, химии, жилья и соцкультбыта в городах Кемерове, Новокузнецке, Юрге, Ленинске-Кузнецком, сельских районах Кемеровской области. Под его руководством сформировались крупные автотранспортные коллективы и ремонтные предприятия с мощной производственной и социальной базой. В составе треста было девять автобаз, два авторемонтных завода, 3000 автомобилей, 7000 трудящихся, 9 столовых, пионерский лагерь, турбаза, 5 подсобных мясных хозяйств. Решались вопросы строительства собственного жилья. Восемь лет подряд трест занимал высокие места среди транспортных организаций Минтяжстроя СССР.
В 1971 г. В.М. Шапошников повышал квалификацию при МИСИ им. Куйбышева по курсу «Экономика и эксплуатация автомобильного транспорта», в 1987 г. - в Центральном межведомственном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства при МИСИ по курсу «Совершенствование хозяйственного механизма в строительном комплексе», в 1991 г. - в Московском автодорожном институте. Кроме того, он повышал свою квалификацию в учебных центрах Англии, США, Испании.
За достигнутые успехи и личный вклад в развитие народного хозяйства СССР в 1973, 1974, 1979 и 1981 годах В.М. Шапошников награждался знаками «Победитель социалистического соревнования», в 1975 и 1985 годах - нагрудными знаками «Ударник пятилетки», «Отличник соцсоревнования Минтяжстроя СССР». Его трудовые достижения, творческий подход к делу, постоянный поиск и внедрение в производство передовых методов труда, обеспечивающих высокое техническое состояние автотранспорта, безопасность дорожного движения в 1975 году отмечены бронзовой, а в 1979 и 1984 годах - серебряными медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР.
В декабре 1987 г. В.М. Шапошников был утвержден первым заместителем председателя Кемеровского горисполкома. В период работы в горисполкоме им была проведена большая работа по благоустройству областного центра, реализованы серьезные мероприятия по охране окружающей среды. По инициативе В.М. Шапошникова была разработана и внедрена система экономической ответственности предприятий и организаций за нарушение экологии. В этот же период в городах Кемеровской области разработан и внедрен метод экономических взаимоотношений между администрациями городов и пассажирскими автопредприятиями. Применяемый до сих пор, этот метод предусматривает не дотационную поддержку, а оплату за выполненную
работу в виде рейсов, «машино-смен» и т.д.
В июле 1990 г. В.М. Шапошников переведен на работу в Кемеровский облисполком на должность заведующего отделом межотраслевой координации транспорта и связи. Под его руководством в городе Кемерово был проведен эксперимент по лицензированию автотранспортной деятельности.
После завершения эксперимента в 1991 г. В.М. Шапошников был назначен начальником Кемеровского областного отделения Российской транспортной инспекции, которым руководил до выхода на пенсию в 2001 году. В течение короткого времени он укомплектовал инспекцию кадрами, создал необходимую производственную базу, организовал лицензирование и инспектирование грузовых и пассажирских автоперевозок, ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, нефтебаз и АЗС, дорожного хозяйства. В.М. Шапошников активно участвовал в разработке и внедрении нормативных документов, регламентирующих деятельность Российской транспортной инспекции по контролю за обеспечением безопасных условий транспорта и нормального функционирования рынка транспортных услуг, был избран заместителем председателя совета начальников областных и краевых отделений Российской транспортной инспекции зоны Сибири и Дальнего Востока. Им разработаны и внесены в администрацию области ряд предложений по координации работы всех видов транспорта области, управляемости транспортно-дорожным комплексом в условиях многообразия форм собственности.
Награды и звания:
-
2 серебряные (1979, 1984) и одна бронзовая медаль ВДНХ (1975)
-
Орден «Знак почёта» (1970)
-
Орден Трудового Красного Знамени (1976)
-
Звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР» (1982)
-
Орден дружбы (1997)
-
Медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина (1970)
-
Медаль «Ветеран труда»(1984)
-
Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2001)
-
Медаль «За служение Кузбассу» (2004)
-
Звание «Почётный гражданин Кемеровской области» (2009).