
Тохтар Зекерья Мустафаевич
Участник Великой Отечественной войны.
Выпускник Саратовского автодорожного института.
Родился в 1923 г. в с. Капсихор (с. Морское, Крым).
В 1933-1935 гг. вместе с семьей проживал в Акмолинских лагерях в Казахстане.
В 1935 году лагерь был расформирован и на его месте организовали колхоз имени Жданова по освоению целины, в котором работали родители З.М Тохтара.
В 1941 г. сдал нормы на шофера-стажера, тракториста и комбайнера. Следующие два года работал на уборке помощником комбайнера.
В 1942 году принимал участие в работах академиком В.П. Кузьмина по прививкам черенков местного сорта Апорт на штамбах диких, морозоустойчивых китайских деревьев семечковых пород.
В 1943 голу в числе добровольцев был призван в Красную Армию и зачислен курсантом в 7-го отдельного учебного автополка в г. Хвалынск Саратовской области. После курсов получил профессию военного автомеханика, звание младшего командира и должность инструктора.
После неоднократно поданных рапортов добился отправки в действующую армию.
Весной 1944 г. направлен в 72-й автополк СВГК в г.Бердичев для оказания помощи по уборке урожая, по окончании которой с группой автомобилистов направлен на Польский фронт.Зачислен командиром пулеметного расчета в пулеметную роту 469-го стрелкового полка. Избран комсоргом роты.
Участвовал в освобождении Минска, Мозовецк,а Люблино и ряда деревень. В январе 1945 года участвовал форсировании Вислы и освобождении Варшавы.
Участвовал в освободительной операции от Варшавы до Одера во взятии городов Шнайдемюль, Штаргард, Кольберг ( 4 марта 1945 года) , Бельгард, Трептов, Грайфанбарг, Кальмин, Гюльцов, Плата (6 марта 1945 г.). За это Приказом главнокомандующего мне - красноармейцу Тохтару З.М. объявлена благодарность.
Принимал участие в ожесточенных боях на Зееловских высотах. Участвовал во взятии Берлина. Был ранен. Участвовал во взятии Рейхстага в составе 150-й стрелковой дивизии, В этой дивизии служили старший сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария, водрузившие Красное знамя Победы на Рейхстаге.
За отличные боевые действия при овладении районом и главным зданием Рейхстага приказом командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза товарища Жукова от 30 апреля З.М. Тохтару была вручена Грамота и объявлена благодарность.
Летом 1947 года переведен в Саратов, затем в Вольск. В 1948 г. преведен в Озимскую военную базу шофером в пожарную команду.
Демобилизовался 1950 году. Работал в геологической партии Саратовского геофизического треста. Работал в Южно-Уральской геолого-разведывательной партии.

После защиты диплома работал в Бекабадском автобусном таксопарке. Главным инженером на Буклинской автобазе №122. Работал на Всесоюзной стройке в Бухаре в (Узбекистан).
Тринадцать лет работал на руководящих должностях в системе Министерства автотранспорта Узбекской ССР. В 1971 году был переведен директором строящегося 18-го автобусного парка. В 1973 году назначен директором Объединенной дирекции строящихся автотранспортных предприятий (ОДСАТП). Согласно приказу Совета министров Узбекской ССР с нуля организовал ОДСАТП, проработал два года и был переведен заведующим отделом в МПО «Узавтотранстехника», работал главным инженером-диагностом в Темрюкской «Райсельхозтехнике».
В 1990 году приехал в село Морское (Капсихор), получил земельный участок, построил дом, высадил сад.
Занимается литературным творчеством. В 2005 г. издал книгу «Капсихор и капсихорцы». Возглавляет Совет старейшин в Капсихоре.
Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «За боевые заслуги», «За мужество», орденом Богдана Хмельницкого, юбилейными медалями.