
Цалихин Евсей (Евгений) Маркович
Первый директор Саратовского автомобильно-дорожного института (1930-1936 гг.)
Родился 4 ноября 1893 г. в Черниговской губернии в многодетной семье счетовода. Ему не было еще и года, когда не стало отца. В ту пору люди были милосердны, и мальчика взял на воспитание бездетный дядя. Благодаря дяде Евгению Марковичу, единственному из всей семьи, удалось получить образование. Он окончил Одесский политехнический институт.
В 1916 г. начал трудовую деятельность. Будучи военнообязанным, в годы Первой мировой войны работал техником на постройке госпиталей и военных бараков в Орле.
В революционном 1917 г. Е.М. Цалихину шел 24-й год. Молодой, энергичный, он, судя по всему, принял революцию. В первые годы Советской власти работал техником в губернском земстве, а после образования губсовнархоза - инженером, заведующим производственным подотделом отдела металлов.
В 1918-1919 гг. принимал активное участие в национализации частных предприятий.
В те же годы часть технической интеллигенции не приняла Советскую власть, другая часть относилась к ней недоверчиво, немало инженеров уехало в эмиграцию. Ко многим специалистам с недоверием относилась и Советская власть. Стране нужны были специалисты и их стали готовить из рабочих. Этим и пришлось заниматься Е.М. Цалихину.
В эти годы он организовал в Орле первые технические курсы для рабочих. Эта его работа была, видимо, успешной. Ее заметили и в 1920 году, когда Цалихину было 27 лет. Е.М. Цалихина вызвал в Москву начальник Главного управления профессионального образования Наркомпроса О.Ю. Швидт. В Орел Евгений Маркович вернулся заведующим Орловским Губпрофобра и проработал на этой должности 8 лет. За это время он организовал в Орле 3 техникума: индустриальный, рабочий и вечерний и техникум пчеловодства, - был их директором, преподавал технологию металлов и машиноведение. Являлся председателем губернского бюро инженеров и техников при Губпрофсовете, депутатом Орловского горсовета.
В 1928 г. в связи с созданием Нижнее-Волжского края Наркомпрос направил Цалихина в Саратов руководить профессионально- техническим образованием Крайпрофобра. В Саратов он приехал в расцвете сил и опыта. Ему было 35 лет. Работу в Крайпрофобре он совмещал с преподаванием в Саратовском индустриальном техникуме, вел там курс технологии металлов и дерева.
В революционные годы переход от монархии к плановому ведению хозяйства шел столь же стремительно. Через 2 года после приезда в Саратов Цалихин создал в нашем городе автомобильно-дорожный институт.
У наших предшественников были другие темпы. В начале июня 1930 г. руководители Крайдортранса предложили Е.М. Цалихину открыть в Саратове автодорожный институт. Через несколько дней Евсей Маркович передает в крайком ВКП(б) и Крайисполком подготовленное им обоснование открытия такого института.
23 июня 1930 г. открылась II краевая партконференция, которая приняла план развития Нижне-Волжского края, предусматривающий открытие в Саратове автомобильно-дорожного института.
20 июля 1930 - Евгений Маркович окончательно приступил к руководству САДИ в качестве его директора. Не было ни помещений, ни ассигнований, но уже через 2 недели после начала работы директора несуществующего на самом деле института - 16 августа 1930 года - в Саратовской краевой газете «Поволжская правда», а позднее в «Известиях» было опубликовано объявление об условиях и порядок приема студентов в новый вуз на автомобильный и дорожно-строительный факультеты. Одновременно шло формирование профессорско-преподавательского состава института.
Штатных преподавателей было мало, в основном привлекали к работе совместителями руководителей транспортных предприятий, специалистов, работающих над созданием моста через Волгу. Организационные собрания проводились в разных случайных местах Саратова. Набор студентов проводился не по вступительным экзаменам, а по направлениям. Вместе со школьниками были приняты взрослые люди с рабочим стажем.
6 октября 1930 г. в клубе профтехобразования (угол улиц Московской и Соборной) состоялось торжественное собрание преподавателей и студентов, где Е.М. Цалихин произнес исторические слова: «Объявляю Поволжский автомобильно-дорожный институт открытым». 445 человек стали студентами нового вуза.
Однако, вести учебный процесс было негде, и поэтому учеба первого набора началась очень оригинально: с военных сборов и производственной практики. Вот поэтому учеба началась в январе 1931 г. в разных, не всегда приспособленных помещениях, без стационарной учебно-методической базы. Преподаватели-совместители часто опаздывали или не приходили вовсе, ссылаясь на напряженную ситуацию на основной работе.
Из воспоминаний о студенческих годах первых выпускников САДИ известно, что первые 2 года занятия велись по бригадно-лабораторной системе, практиковались коллективные зачеты.
Уже с первого курса студентов стали отвлекать от учебы для выполнения различных общественных поручений. Долгие годы Советской власти студентов направляли то на посевную, то на уборочную. Такая традиция закладывалась в нашем вузе с первого года его существования. Студентов направляли также на ликвидацию неграмотности. Студенты месяцами работали в ликбезах Саратова, в сельской местности. Часть студентов училась, другая - ликвидировала безграмотность, потом группы менялись.
Через год встал вопрос о дальнейшем существовании института. Из-за отсутствия финансирования и материальной базы в Москве решили закрыть вуз. Рассказывали, что будто бы приезжала комиссия из Москвы, ей показали чужой котлован, выдав его за стройку нашего вуза. Правда это или нет, но Е.М. Цалихин заручается поддержкой местной власти и едет в Москву с проектом здания института, значительно большего, чем нынешний. В воспоминаниях студентов отмечается неутомимая энергия и обаяние Е.М. Цалихина. Именно эти его качества, умение заразить своим энтузиазмом других, видимо, сделали свое дело: из Москвы он вернулся «на щите» - институт не только продолжил свою работу, но и начал строительство своего собственного здания.
Помимо этого, Цалихин поставил Саратовский горсовет перед фактом, что в институте уже 1040 человек и выделенных ему помещений катастрофически мало. Горсовет срочно предоставил часть помещений сельскохозяйственного института, одновременно приняв все возможные меры по форсированию строительства.
В кратчайшие сроки была определена территория за клиническим городком, проведены геологические и геодезические исследования, подготовили чертежи и привезен кирпич. Словом, все подготовленные работы были сделаны, а присланные 200 тысяч рублей истрачены, как вдруг в четкой до сего момента деятельности начались сбои. Первой тревожной новостью стало пришедшее из НКПС уведомление, что с финансированием строительства произошла ошибка и что вместо 700 тысяч рублей записали 800, а затем смету и вовсе решили урезать. А вслед за этим как гром средь ясного неба прогремело решение Цудортранса о закрытии института с 15 мая 1931 года «ввиду сокращения ассигнований по смете кадров НКПС на 1931 год».
Но дирекция САДИ не была сломлена столь неожиданной директивой, решив бороться за сохранение своего детища. Наконец, Цудортрансом было принято решение о дальнейшем строительстве института. Строили тогда быстро. Уже в 1934 году институт имел учебное здание, 22 кафедры, 27 кабинетов и лабораторий, механические мастерские. К этому времени в институте обучалось 1500 студентов и 900 рабфаковцев, было свое подсобное хозяйство в 250 га, свинарник на 150 голов, столовая на 400 человек, была своя многотиражка «Мотор и дорога». В 1933 г. было создано бюро научно-исследовательских работ, в 1934 г. вышел первый том научных трудов объемом в 17 печатных листов.
Вместе с первым директором над созданием института трудились его первый профессорско-преподавательский состав. Это Милашечкин, Каминский, Елин, Бойницкий, Плохов, Гохман, Карпенко, Каваленков, Грайберг, Шестериков, Шунтов и другие. В 1934 г. институт получил первую премию во II туре Всесоюзных социалистических соревнований вузов Цудортранса. В 1936 г. полностью завершено строительство учебного корпуса, укомплектован профессорско-преподавательский состав.
Евгений Маркович мог быть доволен. Несмотря на голод, трудности, институт был создан, уверенно работал, директор института уже имел правительственную награду, был депутатом Крайсовета. И вдруг - ночью арест, обыск. Правда, случилось почти невероятное - его отпустили. Евгений Маркович едет в Москву искать правду, добивается приема у Марины Ильиничны Ульяновой. Та его успокоила, обнадежила, да что могла в ту пору женщина, хотя бы и с такой фамилией, когда маховик сталинского террора уже раскрутился?
Евгений Маркович возвращается в Саратов, где его снова арестовывают и ссылают в Вологду на 5 лет. Жена с детьми переезжают в Аткарск, поскольку вокруг происходят повальные аресты. Ему, можно сказать, повезло.
В 1941 г. Е.М. Цалихин возвращается к семье в Аткарск. Начинается жизнь сначала. С его опытом организаторской работы ему приходится довольствоваться работой преподавателя железнодорожного училища № 2, ему было тогда уже 48 лет.
Постепенно жизнь налаживается. Он стал директором вновь созданного железнодорожного училища № 5.
В 1946 г. приказом НКПС присвоено звание инженера-майора железнодорожных войск. Ему 53 года и можно говорить о какой-то форме моральной реабилитации. Но только в 1955 году, когда ему было уже 62 года, то есть через 19 лет после ареста, определением Верховного суда СССР Евгений Маркович Цалихин был полностью реабилитирован и восстановлен в партии. Но уже сказывался возраст и в 1956 году 64-летний Цалихин вышел на пенсию, вернулся в Саратов, поселился в Агафоновке, недалеко от родного института. С увлечением занимался садом, много внимания уделял своим внукам. О нем сохранили добрую память бывшие студенты, с которыми он ставил институт. Они его часто навещали.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), нагрудным знаком «Отличник Государственных трудовых резервов» (1950 г.)
Скончался в 1967 г. в возрасте 74 лет. Похоронен на Воскресенском кладбище г. Саратова.
-
Удостоверение к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Дата вручения: 1946 г. -
Удостоверение к нагрудному знаку «Отличник государственных трудовых резервов»
Дата вручения: 1950 г.
По студенческим общежитиям / Коммунист. - 16 сентября 1935 г. - № 214 (501).
-
Справка №130/П Саратовского областного партийного архива. Саратов. 1961 г.
-
Справка №8470 Орловского Губсовнархоза о службе Е.М. Цалихина в отделе металла с июля 1918 г. по октябрь 1919 г. Орел. 1923 г.
-
Справка №490 Орловского губернского революционого комитета. Орел. 1919 г.
-
Удостоверение №5756 Орловского городского исполнительного комитета. Орел. 1919 г.
-
Удостоверение №6445 Орловского Гороно. Орел. 1920 г.
-
Мандат Орловского городского совета народного образования, уполномачивающий Е.М. Цалихина вести переговоры по вопросу организации и развития профессионально-технического образования г. Орла. Орел. 1920 г.
-
Мандат №10219 Орловского городского отдела народного образования о командировании Е.М. Цалихина в Москву по вопросу организации и создания профессионально-технических учебных заведений в Орловской губернии. Орел. 1920 г.
-
Удостоверение №3875 Губернского управления профессионального образования и Орловского техникума Е.М. Цалихина. Орел. 1922 г.
-
Удостоверение № 2929 Президиума Орловского губернского совета производственно-профессиональных союзов. Орел. 1923 г.
-
Удостоверение №1070 Президиума Орловского губернского совета производственно-профессиональных союзов. Орел. 1924 г.
-
Билет №151 делегата Второго Всесоюзного съезда инженеров, членов профсоюзов СССР. 1924 г.
-
Билет участника с решающим голосом Всесоюзного съезда по рабочему образованию. 1924 г.
-
Билет №53 делегата с решающим голосом 6-го Орловского губернского съезда профессиональных союзов. Орел. 1924 г.
-
Удостоверение №68/I Президиума Орловского губернского совета производственно-профессиональных союзов. Орел. 1925 г.
-
Членский билет №340 Орловского городского совета рабочих и крестьянских депутатов. Орел. 1925 г.
-
Справка №259/I Президиума Орловского губернского совета производственно-профессиональных союзов. Орел. 1926 г.
-
Деловая оценка заведующего Орловского механико-строительного техникума Е.М. Цалихина. Орел. 1926 г.
-
Удостоверение №2420 Орловского губернского совета народного хозяйства. Орел. 1928 г.
-
Удостоверения №№ 260, 261 отдела народного образования Орловского губернского Исполнительного комитета. Орел. 1928 г.
-
Нотариальная копия удостоверения №1285 от 6 августа 1928 г. Орловского механико-строительного техникума. Саратов. 1953 г.
-
Учетно-технический билет №875 (982) выданный Нижне-Волжским краевым отделом труда. Саратов. 1928 г.
-
Справка №A080 Нижне-Волжского краевого отдела народного образования. Саратов. 1929 г.
-
Нотариальная копия удостоверения №1285 Орловского механико-строительного техникума. Орел. 1929 г.
-
Удостоверение № 604 Нижне-Волжского краевого отдела народного образования. Саратов. 1930 г.
-
Свидетельство о присвоении Е.М. Цалихину квалификации педагога. Саратовский Государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 1930 г.
-
Нотариальная копия удостоверения №534 от 9 марта 1931 г. Нижне-Волжского краевого отдела народного образования. Саратов. 1953 г.
-
Заверенная справка инженера-технолога П.А. Колпакова. Москва. 1931 г.
-
Мандат №37 делегата 2-го Нижне-Волжского краевого съезда Советов с правом решающего голоса. 1931 г.
-
Удостверение личности Е.М. Цалихина. Саратов. 1932 г.
-
Удостоверение Всесоюзного центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта Е.М. Цалихину в том, что он является директором САДИ. Москва. 1932 г.
-
Копия командировочного удостоверения в Москву по вопросам строительства нового здания САДИ. Саратов. 1932 г.
-
Архивная справка №130/п Саратовского областного комитета КПСС о деятельности Саратовского автодорожного института в 1933 г. Саратов. 1961 г.
-
Билет ударника Союза Рабпрос. Саратов. 1933 г.
-
Мандат № 168 делегата 2-й районной партконференции Волжского района. Саратов. 1934 г.
-
Удостоверение №31 члена Пленума Волжского райкома ВКП(б). Саратов. 1934 г.
-
Пригласительный билет на празднование 4-летия Саратовского автодорожного института. Саратов. Саратов. 1934 г.
-
Фотокопия Почётной грамоты Е.М. Цалихину от ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Комитета Всесоюзного соревнования высших школ и техникумов при газете «Комсомольская правда». Москва. 1933-1934 гг.
-
Мандат №38 члена партийной группы ВКП(б) Первого Краевого съезда советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Саратовского края. Саратов. 1935 г.
-
Мандат №93 делегата от г. Саратова с правом решающего голоса Первого Краевого съезда советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Саратовского края. Саратов. 1935 г.
-
Справка №3004/10 о работе Е.М. Цалихина в качестве парторга в Рязановском колхозе Петровского района «Путь Сталина». 1935 г.
-
Мандат делегата от Автодорожного института с правом решающего голоса Первой городской конференции научных работников. Саратов. 1930-е гг.
-
Справка №2-уч САДИ имени В.М. Молотова о том, что с 1930 по 1936 гг. Е.М. Цалихин работал директором Саратовского автомобильно-дорожного института и доцентом кафедры механической технологии металлов. Саратов. 1956 г.
-
Справка Аткарского железнодорожного училища №2. Аткарск. 1944 г.
-
Почетная грамота Главного управления Трудовых резервов при СНК СССР. 1945 г.
-
Удостоверение №009308 инженера-майора административной службы Министерства путей сообщения. 1947 г.
-
Удостоверение права ношения нагрудного знака для окончивших университет. Саратов. 1947 г.
-
Мандат №43 делегата XV Аткарской районной партконференции. Аткарск. 1948 г.
-
Мандат №38 делегата XVI Аткарской районной партконференции. Аткарск. 1949 г.
-
Выписка из приказа №395 Управления Трудовых резервов по Саратовской области. Саратов. 1949 г.
-
Выписка из приказа №358 Управления трудовых резервов по Саратовской области. Саратов. 1950 г.
-
Выписка из приказа №358 Управления трудовых резервов по Саратовской области. Саратов. 1950 г.
-
Копия справки №02-3567-с-55 от 20 октября 1955 г. о решении Верховного Суда СССР о реабилитации. Саратов. 1960 г.
-
Нотариальная копия письма № 13/5-5411-55 от 3 ноября 1955 г. Прокуратуры СССР о полной реабилитации Е.М. Цалихина. Саратов. 1961 г.
-
Мандат №53 делегата 1-й районной конференции профсоюзов Аткарского отделения РУжд с правом решающего голоса. Аткарск. 1959 г.
-
Профсоюзный билет. Саратов. 1961-1963 гг.
-
Мандат № 276 делегата с правом решающего голоса II партийной конференции Саратовского политехнического института. Саратов. 1964 г.
-
Текст к 100-летию со дня рождения Е.М. Цалихина. Саратов. 1993 г.