Вклад САДИ. Дела

Победа Красной армии в Сталинградской битве положила начало «коренному перелому» в Великой Отечественной войне. В ожесточенных и кровопролитных боях, которые шли на территории современных Волгоградской, Воронежской и Ростовской областей и Республики Калмыкия, погибли сотни тысяч солдат и десятки тысяч мирных жителей.

В этот период — с июля 1942 по февраль 1943 года — Саратовская область становится прифронтовой. 9 сентября 1942 года вводится военное положение в области, 15 сентября — в областном центре. В дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, а территория города и области подвергалась бомбардировкам вражеской авиации.

Студенты и преподаватели Саратовского автомобильно-дорожного института (САДИ) принимали активное участие в возведении оборонительных сооружений вокруг Саратова, на саратовских заводах и других важных объектах. Они рыли противотанковые рвы, ходы сообщения, землянки. Бывали дни, когда на оборонительные работы выходили все студенты и преподаватели института.

После начала Сталинградской битвы облисполком принял решение о мобилизации городского населения на строительство и ремонт магистральных дорог, подъездных путей и основных въездов в город. Согласно этому решению директору автодорожного института Ивану Иосифовичу Прокофьеву было предложено выделить 100 человек из профессорско-преподавательского и студенческого состава вуза для технического руководства этими работами.

Под управлением И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей Николая Степановича Решетникова во время Сталинградской битвы на базе гаража института была создана авторемонтная база Юго-Западного фронта.

В разгар Сталинградской битвы, в ноябре 1942 года, саратовские колхозники артели «Сигнал революции» (ныне село Усть-Курдюм Саратовского района) выступили инициаторами Всесоюзного движения по приобретению на личные сбережения военной техники для фронта. Эту инициативу поддержал коллектив САДИ. В январе 1943 года преподаватели, сотрудники и студенты вуза собрали и внесли на строительство боевого самолёта более 125 тысяч рублей.

Линию предстояло проложить вдоль реки Иловля и ряда притоков Дона
Фото: Книга памяти Саратовской области

По аналогии с Ленинградом, в годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Воины-водители совершали рейсы под постоянными немецкими бомбежками. В память об их мужестве и героизме у начала пути в 1975 году был установлен пятнадцатиметровый монумент.

Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога до Сталинграда (Волжская рокада), введенная в строй в августе 1942 года к началу решающих боев. Решение о ее строительстве окончательно было принято в Государственном комитете обороны только 15 февраля 1942 года. Новая линия должна была протянуться на 978 км от станции Иловля (под Сталинградом) через Саратов, Сызрань, Ульяновск до Свяжска (близ Казани). Работы велись круглосуточно в условиях строгой секретности. К 11 сентября (это был 138 день работ) был введен в эксплуатацию двухсоткилометровый участок Петров Вал — Саратов. Появление этой железной дороги оказалось для немецкого командования полной неожиданностью.

В строительстве дороги приняли участия сотрудники САДИ. По заданию генштаба кафедры мостов и строительства дорог уже с 1941 года готовили заключения по искусственным сооружениям: мостам, трубам, тоннелям, эстакадам. Лабораторией грунтоведения кафедры строительства дорог были даны заключения по различным грунтам для строительства железной дороги Саратов — Сталинград.

На перегоне Петров Вал – Саратов было возведено 167 искусственных сооружений
Фото: Книга памяти Саратовской области

Более 200 судов различных систем и классов работали на строительстве оборонительных сооружений в Саратове, принимали участие в эвакуации населения и раненых из Сталинграда, переброске воинских частей и грузов, проводке нефтеналивных судов, доставке боеприпасов и продовольствия, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам. 27 ноября 1941 года из кораблей учебного отряда и мобилизованных судов волжских речных пароходств началось формирование Волжской военной флотилии.

Волжская военная флотилия
Фото: Книга памяти Саратовской области

Среди 158 тысяч саратовцев, принявших участие в Сталинградской битве, были выпускники, студенты и сотрудники Саратовского автодорожного института.

Вклад САДИ. Судьбы

К.Е. Остапченко

К.Е. Остапченко

А.М. Зюрюкин

А.М. Зюрюкин

 З.Г. Руненкова-Кирьяшина

З.Г. Руненкова-Кирьяшина

Выпускница САДИ 1935 года, архитектор Ксения Ефимовна Остапченко работала после окончания вуза на стройках Сухуми, в Монголии и на Украине. С началом войны с семьей эвакуировалась в Сталинград. Работала в структуре противовоздушной обороны. Пережила все ужасы Сталинграда. Была эвакуирована в Киргизию. В 1944 году была отозвана Главным управлением шоссейных дорог в оперативную группу дорожников в освобождаемые районы Латвии, где с 1944 по 1958 годы работала начальником Дорожно-эксплуатационного управления.

На строительстве железной дороги Сталинград — Саратов трудились первые выпускники САДИ: выпускник 1939 года Анатолий Матвеевич Зюрюкин, выпускница 1935 года Зинаида Григорьевна Руненкова-Кирьяшина. З.Г. Руненкова-Кирьяшина работала прорабом в Управлении строительства № 60 Народного Комиссариата путей сообщения.

Кандидат технических наук, доцент автомеханического факультета Владимир Михайлович Каракозов в августе 1942 года в составе 212-й стрелковой дивизии был направлен в Сталинград. К 5 ноября 212-ю дивизию полностью разбили. Командир артиллерийского орудия В.М. Каракозов уцелел и продолжил воевать в составе 139 гвардейского полка. Он прошел Сталинград, форсировал Днепр, брал Кишинев, Будапешт, Вену. Победу встретил в австрийских Альпах.

В.М. Каракозов о Сталинградской битве:

«После тяжелого и изнурительного 400-километрового марша наша дивизия, в том числе и артполк, без подготовки и отдыха была введена в бой. Подразделения артполка, как только прибыли на рассвете к месту назначения, прямо с марша заняли огневые позиции. Еще полностью не рассвело, когда мы убедились, что находимся в низине, а немцы заняли более выгодные позиции на возвышении.

Мы оказались без прикрытия с воздуха и сразу же попали в пекло битвы. В первый и в последующие дни артполк (и особенно стрелковые полки) понесли тяжелые потери. Срочно потребовалось переформирование войсковых частей и подразделений непосредственно в зоне боевых действий. Наша дивизия была передана в 120-ю стрелковую дивизию, переименованную позже в 69-ю гвардейскую стрелковую».

В Сталинграде воевал выпускник 1939 года М.П. Киреев.

Заведующий лабораторией кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Александр Алексеевич Коровкин служил главным старшиной бронекатера Волжской военной флотилии.

Участником Сталинградской битвы был старший преподаватель кафедры «Автомобили и двигатели» (1950-1980 гг.), Борис Федорович Пастухов.

Заслуженный работник культуры РСФСР Константин Константинович Похвалынский, «Тин-Тиныч» — знаменитый директор Студенческого клуба института (1949-1986 гг.) был в Сталинграде тяжело контужен. Об этом факте и последующем пути гвардии старшего лейтенанта мы читаем в его наградном листе к ордену Красной звезды: «С первых дней войны служил в I-ой гв. Ж.К 12 ОБМ в должности секретаря бюро ВЛКСМ батальона. В борьбе с фашистскими захватчиками был легко ранен 17-го февраля 1942 года на Калининском фронте и тяжело контужен 28-го октября на Сталинградском фронте. В Эвакогоспитале — 1307 служит с февраля 1943 года в должности Начальника клуба. За это время гв. ст. л-т Похвалынский показал себя энергичным, инициативным и способным политработником. Гв. ст. л-т Похвалынский К.К. хорошо знает свое дело и умеет организовать хорошее культурно-массовое обслуживание личного состава раненых и больных. Особенно большая работа проведена в госпитале по культурно-массововму обслуживанию раненых и больных за последние 3-4 месяца. С 1-го мая по 1-е сентября 1945 года для личного состава, раненых и больных силами художественной самодеятельности дано — 46 концертов. За это время продемонстрировано — 72 кино-сеанса».

Константин Похвалынский – директор клуба Саратовского политехнического института: [фильм] // Нижнее Поволжье: киножурнал. 1980. №10. Саратов: Нижне-Волжская студия кинохроники.

Фрагмент наградного листа К.К.Похвалынского
Память народа

В боях за Сталинград участвовал директор Индустриально-педагогического техникума им. Ю.А. Гагарина (1961-1965 гг.) Виктор Петрович Ерофеевский. Он родился 22 июня 1924 года в Омске. Воспитанник детского дома, он рос с мечтой о военной карьере. В ряды защитников Отечества он вступил уже в июне 1941 года. Сначала его отправили в Среднеазиатский военный округ. Затем Ерофеевский поступил в Орловское пехотное училище. Закончить курс он не успел — в мае 1942 юношу направили под Сталинград. Виктор Петрович Ерофеевский прошел Сталинград, Днепр, Курскую дугу, Украину, Белоруссию, Польшу, освобождал Прагу. Боевой путь он начал рядовым в стрелковой дивизии, потом стал командиром взвода разведки, а с 1944 года Ерофеевский служил в СМЕРШе. Главной задачей контрразведчиков была борьба со шпионажем, соблюдение режима военной тайны, разработка дезинформирующих данных.

В.П. Ерофеевский о Сталинградской битве:

«Военные годы часто вспоминаю. Как ходили в штыковые атаки. Немцы их не выдерживали, сразу отступали. В октябре 42 ранило осколком в руку — госпиталь, лазарет Орловского пехотного училища.

Времена тогда были „веселые“. Весь день копали окопы в полный рост, а вечером — построение и в поход — марш-бросок 20-30 км. Потом опять окопы. Чего не сделаешь, чтобы живым остаться. Представляете наше обмундирование: ботинки, противогаз, фляга с водой, палатка, скатка-шинель и винтовка. Килограмм на 15 потянет, если не больше. Так уставали, что засыпали на ходу.

Тяжелее всего отстаивали оборону. У немцев в то время уже были автоматы да патронов магазинов по пять в каждом сапоге. Они шли и будто траву косили. Без разбора, сплошной очередью. Нам же приходилось стрелять из линейных винтовок образца 1897-1930-х годов. Только потом на вооружение поставили автоматические винтовки СВТ. Огонь был только прицельный — „стричь газоны“ советское оружие не позволяло».

Медалями «За оборону Сталинграда» были награждены студенты САДИ Герои Советского Союза: гвардии капитан, командир эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка Василий Федорович Хохлачев; лейтенант, командир пулеметной роты 120-го стрелкового полка 69-й стрелковой Севской Краснознаменной дивизии Алексей Яковлевич Ломакин; гвардии старший лейтенант, командир взвода бронетранспортеров разведывательной роты 4-й гвардейской механизированной Бериславской Краснознаменной ордена Кутузова бригады Виталий Федорович Суханов.

Студентка Саратовского авиационного техникума Нина Захаровна Ульяненко — Герой Советского Союза, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Воевала в сталинградском небе, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши и Восточной Пруссии. Дошла до Берлина.

Студент Пётр Иванович Замчалов — Герой Советского Союза, гвардии майор, корпусной инженер 9-го гвардейского танкового Уманского Красно-знамённого ордена Суворова корпуса. Окончил три курса и один семестр Саратовского автодорожного института в 1936 году. С сентября 1942 до апреля 1945 г. сражался на Западном, Сталинградском, Южном, 4, 3 и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Ржевом, Сталинградской битве, освобождении Украины и Венгрии. Был трижды ранен.

Студент Глеб Михайлович Молчанов 25 ноября 1941 года был направлен в 1034 артиллерийский полк 127 стрелковой дивизии, где служил в начале рядовым, затем командиром орудия. В боях под Сталинградом был ранен. Герой Советского Союза.

В.Ф. Хохлачёв под Сталинградом у своего самолета. 1942 г.
Виртуальный музей «САДИ-СПИ-СГТУ: страницы истории»

Медалями «За оборону Сталинграда» были отмечены: полковник, преподаватель военной кафедры (1947-1963 гг.) Григорий Ивановч Тонкошкур; выпускник Саратовского автодорожного института 1952 года, инженер-конструктор, начальник бюро навесных машин ОГК завода «Ударник» Александр Федорович Страдымов; выпускник САДИ и преподаватель Саратовского политехнического института (1962-1980 гг.) Александр Николаевич Клюев, доктор технических наук, профессор кафедры «Строительная механика» (1948 — 1970 гг.) Сергей Иосифович Вольвич.

Василий Леонтьевич Шустов поступил на автомеханический факультет Саратовского автодорожного института в 1938 году. После окончания 3 курса он был призван в ряды Красной армии. С 27 июля 1941 года по март 1942 года учился на Курсах усовершенствования командного состава зенитной артиллерии в городе Чкалове. Завершив обучение в училище, он по приказу № 0114 частям Сталинградского дивизионного района ПВО от 25 апреля 1942 года прибыл в 1082 зенитно-артиллерийский полк среднего калибра на должность командира взвода управления 9 батареи 3 дивизиона. Василий Шустов сражался в Сталинграде. Погиб в сентябре 1942 года от прямого попадания мины в окоп.

Будущий декан машиностроительного факультета, на тот момент формально уже студент четвертого курса Саратовского автодорожного института Константин Михайлович Сивяков также был призван на фронт 27 июля 1941 года. Служа в зенитных войсках, он принимал участие в Сталинградской битве с первых ее дней. Он прошел с боями от Сталинграда до Пруссии в составе 1088, затем 1087 зенитно-артиллерийского полка малого калибра (МК), в дни Сталинградской битвы переименованного в 73 гвардейский зенитно-артиллерийский полк МК. От командира взвода Константин Михайлович вырос до помощника начальника штаба полка.

Демобилизовался К.М. Сивяков 10 июля 1946 года в звании гв. ст. лейтенанта и вернулся для продолжении учебы в САДИ на 4 курс. Одновременно с учебой работал шофером в гараже института. Институт окончил с отличием в июле 1948 года и был оставлен для работы в институте на кафедре «Автомобили и тракторы».

Константин Михайлович оставил воспоминания о Сталинградской битве.

К.М. Сивяков о Сталинградской битве:

«Главная задача — прикрытие неба. Воины стояли насмерть. Возмездие врагу было неотвратимым. Накануне этого дня мы находились на рубеже реки Царицы в цепи с пехотинцами и встретили яростное огневое сопротивление фашистов. Пару дней спустя, 2 февраля, в час дня мы, будучи уже в северной части города, наблюдали такую картину: до тридцати наших краснозвездных пикирующих бомбардировщиков утюжили вторую и последнюю группировку врага, засевшую в районе тракторного завода. Враг ожесточенно сопротивлялся, но в четыре часа дня и это логово сдалось. Были трудные для нас, зенитчиков, дни в обороне Сталинграда. Это первый массированный налет врага (23 августа). До темноты было совершено 2000 самолетовылетов фашистов».

«Начались пожары, но враг поплатился в этот день более чем сотней самолетов. Вспоминаются и дни отражения групповых налетов стервятников на обороняемую дивизионом Сталгрэс. В семь утра 4 ноября на объект обрушились „юнкерсы“ в сопровождении истребителей. Батареи плотным огнем прикрыли объект, сразу же сбили два головных самолета, расстроили строй, а затем сбили еще четыре. Объект был сохранен и в последующие налеты. Сохранность Сталгрэс в ходе боев за Сталинград обеспечила город электроэнергией с первых дней восстановления. Наступил радостный день 19 ноября — день перехода советских войск, выступление, затем окружение и разгром 330-тысячной армады врага».

«Мы обороняли: завод „Красный Октябрь“, „Баррикады“, тракторный завод, переправы, Сталгрэс, передовые наземные части, в том числе и в районе высоты 102 (Мамаев курган) и высоты 145,5 (Лысая гора), и другие. Сначала орудия размещались на крышах зданий заводов, затем часть личного состава включалась в истребительные батальоны. В ходе этих боев по приказу верховного главнокомандующего от 17 ноября 1943 года полк удостоен гвардейского звания. К этому времени боевой счет полка составил до 100 сбитых самолетов, до полутора десятков танков и автомашин, более полка пехоты противника».

В 1955 году заместителем директора по научной работе САДИ был назначен бывший фронтовик, доктор технических наук Анатолий Иванович Андрющенко. В 1962 году он возглавил Саратовский политехнический институт и на протяжении 26 лет был его бессменным ректором. А.И. Андрющенко призвали в действующую армию в мае 1942 года. Сначала он был командиром миномётной роты, потом начальником штаба отдельного стрелкового батальона. А.И. Андрющенко, принимавший участие в Сталинградской битве, освобождении от немецко-фашистских захватчиков Украины, был награждён орденами Отечественной войны I и II степени и медалью «За боевые заслуги».

Окончивший первый курс студент дорожно-мостовой специальности Борис Исаевич Моерман ушёл в ряды РККА добровольцем 4 июля 1941 года гвардии лейтенант 35-й гвардейской стрелковой дивизии, он погиб в Сталинграде 27 августа 1942 году. Похоронен в братской могиле на хуторе Западновка Городищенского района Волгоградской области.

Студент 2 курса дорожно-строительного факультета Борис Никифорович Воеводин был призван в РККА по мобилизации 9 марта 1942 года. Красноармеец, телефонист роты связи 960-го стрелкового полка 299-й стрелковой дивизии. Был ранен 23 января 1943 года под Сталинградом.

На Сталинградском фронте воевали доцент кафедры «Гидравлика» Николай Васильевич Золотарев и преподаватель САДИ Абдулла Ибрагимович Юсупов.

Владимир Викторович Преображенский вместе с другими студентами САДИ в апреле 1941 года был направлен во Львов для укрепления Западной границы. Здесь его застала война, до Саратова добирался 10 дней. Саратовским военкоматом был направлен в Казанское танковое училище, откуда в составе группы курсантов — на Сталинградский фронт для создания противотанковых рвов. В октябре 1941 года возвращен в САДИ для завершения учебы. В 1942 году защитил диплом. После войны, в 1951 году, окончили САДИ участники Сталинградской битвы Степан Степанович Знобин, Петр Максимович Прямицын.

Воевал на Сталинградском фронте и будущий преподаватель Саратовского политехнического института (1975 — 2001 гг.), главный архитектор города Саратова (1963-1985 гг.) Юрий Иванович Менякин. Потрясенный разрухой, которую принесла война, Менякин после окончания в 1953 году Московского архитектурного института попросил о направлении в Сталинград. До 1962 года он работал в должности руководителя планировочной мастерской проектного института «Сталинградпроект», восстанавливая, а по сути, создавая образ города заново.

Проект застройки заканальной части Сталинграда
Комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области

Проект застройки пр. им. Сталина. Въезд в центр от метизного завода. 1955 г. Архит. Ю. Менякин, К. Дынкин
Комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области

Цирк в Сталинграде, проектное задание. Эскиз фасада. 1960 г.
Комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области

Документалистика и хроника

В разделе представлены ссылки на документальные фильмы и кинохронику, рассказывающие о Сталинградской битве.

Хроникальный фильм «Великая битва на Волге» был снят в 1962 году. Он содержит ценные кадры, сделанные фронтовыми операторами, показывающие различные ракурсы Сталинградской битвы: уличные бои, боевые действия на открытой местности, бомбежки, схватки в небе над Волгой, народное ополчение, работу в тылу, строительство железной дороги, восстановление города, создание мемориала на Мамаевом кургане. Мы предлагаем вам познакомиться с 4 и 8 частями ленты.

В основу фильма режиссера Марины Цурцумия «Дорога к Сталинграду...» положены воспоминания Олега Павловича Табакова о военном детстве, родителях-врачах, санитарном поезде, начальником которого был его отец, а также истории Михаила Гольцева, Алексея Жукова и Владимира Керханаджева, сражавшихся в Сталинграде. Фильм был снят на Нижне-Волжской студии кинохроники в 2005 году.

В 1980 году одна из частей десятого выпуска киножурнала «Нижнее Поволжье» была посвящена рассказу о военной юности знаменитого директора студенческого клуба Политехнического института Константина Константиновича Похвалынского. Он был тяжело контужен в Сталинграде, больше не годный к строевой службе, в госпитальной палате он принял решение избрать своим оружием «песни, пляски и слово». Похвалынский возглавил клуб эвакогоспиталя, с которым прошел всю войну.

«Константин Похвалынский - директор клуба СПИ»
«Великая битва на Волге» (1962, реж. М. Славинская), часть 4
«Великая битва на Волге» (1962, реж. М. Славинская), часть 8
«Дорога к Сталинграду...» (2005, реж. М. Цурцумия)

О проекте

«Дороги Сталинграда» — онлайн-выставка виртуального музея «САДИ — СПИ —СГТУ: страницы истории», приуроченная ко Дню воинской славы России.

Проект создан Управлением информатизации и телекоммуникаций СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Источники

  1. Вахта Памяти // Виртуальный музей «САДИ-СПИ-СГТУ: страницы истории»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vm.sstu.ru/vakhta-pamyati/ (дата обращения: 30.01.2024).
  2. Книга Памяти Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. / Сост., вступ. ст. О.Н. Дмитриевой; под общ. ред. Г.В. Фролова. — Саратов: Амирит, 2020.
  3. Книга Памяти Саратовской области:[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—64-6kcan3adlwfz2bym.xn—p1ai/ (дата обращения: 30.01.2024).
  4. Менякин Юрий Иванович // Комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oblarhitektura.volgograd.ru/gradostroitelstvo-i-arkhitektura/arkhitektura-fotoalbomy/arkhitektory-uchastniki-velikoy-otechestvennoy-voyny/menyakin-yuriy-ivanovich/- (дата обращения: 30.01.2024).
  5. Волжская рокада — дорога к коренному перелому // Информационный портал «Книга памяти Саратовской области»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—64-6kcan3adlwfz2bym.xn—p1ai/history/transport/volzhskaya-rokada-doroga-k-korennomu-perelomu/ (дата обращения: 30.01.2024).
  6. Похвалынский Константин Константинович // Память народа (1941-1945): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie28508690/ (дата обращения: 30.01.2024).
  7. Великая битва на Волге: [фильм] / Реж. М. Славинская: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.net-film.ru/film-5632/ (дата обращения: 30.01.2024).
  8. Цурцумия М. Дорога к Сталинграду: [фильм] / М. Цурцмия, А. Наймушин, Т. Зорина, А. Зорин, В. Тухарели. Саратов: Нижне-Волжская студия кинохроники, 2005. Режим доступа: https://youtu.be/SMGQNerxF3I?si=AEyU09zQ3Fa5QRkb (дата обращения: 30.01.2024).
  9. Константин Похвалынский — директор клуба Саратовского политехнического института: [фильм] // Нижнее Поволжье: киножурнал. 1980. № 10. Саратов: Нижне-Волжская студия кинохроники. Режим доступа: https://www.net-film.ru/film-77434/?search=qпохвалынский (дата обращения: 30.01.2024).
  10. 75 лет Победы: Владимир Каракозов — от Сталинграда до Вены // Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sstu.ru/news/75-let-pobedy-vladimir-karakozov-ot-stalingrada-do-veny.html?sphrase_id=1126526 (дата обращения: 30.01.2024).
  11. Россошанский В.И. Феномен Гагарина. Саратов, 2004: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.calameo.com/read/00127703990ac8b1f45d1 (дата обращения: 30.01.2024).
  12. Лучшие спецоперации военной контразведки // Государственный архив административных органов Свердловской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—80aah0car.xn—p1ai/?p=5810&ysclid=ls1ln8fsvf498301136 (дата обращения: 30.01.2024).